5 декабря в пресс центре РИА-Новости состоялась презентация двух исследований. Исследование по теме "Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве" было проведено и представлено специалистами нашей компании.
Презентация проходила в пресс-центре РИА-Новости, где уполномоченный по правам человека Музыкантский А.И , уполномоченный по правам ребенка Бунимович Е.А. , Потяева Т.А., а так же представители исследовательских групп Баскакова М.Е. и Кучмаева О.В. отвечали на вопросы прессы. Темой исследования, которое представляла Баскакова М.Е. была "Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве". По проведенному исследованию опубликован отчет, который вы можете скачать на нашем сайте.
Сегодня уровень профессионального образования у лиц с инвалидностью в среднем ниже, чем среди населения. В стране лица с ОВЗ до сих пор составляют менее 1% всех учащихся начального, среднего и высшего образования. Недостаточный уровень образования снижает конкурентоспособность инвалидов на рынке труда, делает доступными для них лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. Для инвалидов это – сужение горизонтов самореализации, для общества и государства - неэффективное использование трудовых ресурсов.
Рост интереса к проблемам получения инвалидами профессионального образования связан с необходимостью поднятия социально-экономического статуса этой категории населения, нехваткой трудовых ресурсов в стране, ростом числа инвалидов и их доли среди населения.
Цель проекта - изучение потребностей инвалидов в профессиональном образовании и проблем нарушений их прав в этой сфере.
Информационная база исследования - исследование основывалось на анкетных опросах инвалидов 16-25 лет с сохранной ментальностью (или интервью с родителями, инвалидов, имеющих тяжелые и/или множественные проблемы со здоровьем), инвалидов труда 25-40 лет (общий объем выборки - 500 человек).
В г. Москве годы формирование равных возможностей для лиц с ОВЗ во всех сферах, в том числе и в профессиональном образования является одним из приоритетных направлений социальной политики. В 2010 г. был принят Закон г. Москвы №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», формируется безбарьерная среда, растет число профессиональных учебных заведений, в которых комфортно обучаться лицам с ОВЗ и пр. И все же вопросы и проблемы остаются.
Определить точные масштабы потребности лиц с ОВЗ в профессиональном образовании трудно, поскольку у части инвалидов в силу тяжести недуга потребность в профессиональном образовании трансформирована в потребность овладения трудовыми навыками, у других - состояние здоровья накладывает ограничения на выбор профессии, а подчас и уровня образования. Остальные инвалиды при создании условий, а также при
желании могут получить (и должны получать) любое не противопоказанное для них профессиональное образование соответствующее способностям.
Опрос инвалидов 16-25 лет показал, что две трети всех респондентов хотели бы иметь высшее профессиональное образование. Общим средним образованием готов удовлетвориться лишь каждый десятый. Меньше всего желающих получить рабочие профессии (3,1% опрошенных).
Большие ограничения здоровья определяют, как правило, более скромные притязания к уровню профессионального образования: среди инвалидов 1 и 2 группы (тех, кто имеет самые значительные проблемы здоровья), о высшем профессиональном образовании задумывался каждый второй, а среди имеющих 3-ю группу – 75,7%.
Причем, чем более образованы родители, тем, при всех прочих равных условиях, чаще респонденты хотели получить самый высокий уровень образования. Такая закономерность характерна для всех групп населения, поскольку отражает особенности социализации, передачи культурных и образовательных норм в рамках семьи. В случае инвалидов можно предположить также, что дополнительным фактором формирования этой тенденции является более внимательное отношение образованных родителей к здоровью детей с ОВЗ, их развитию и реабилитации.
Исследование показало, что в Москве люди с ОВЗ о сравнительно успешно реализуют свои права на получение профобразования. В целом 44,2% опрошенных молодых инвалидов не более трех-четырех лет назад получили дипломы о профессиональном образовании разного уровня (НПО, СПО, ВПО), а еще 46,8% продолжают обучение (при этом учатся в основном в ВУЗах).
У молодых людей, имеющих сложную структуру дефектов здоровья и/или с ментальными нарушениями, потребность в профессиональном образовании, как правило, трансформирована в потребность в профессиональных/трудовых навыках, при этом совершенно особой проблемой является организация для них трудовой терапии, соответствующей полученным ими трудовыми навыками.
Согласно законодательству, все государственные и негосударственные образовательные учреждения, где обучаются инвалиды и лица с ОВЗ, обязаны создавать специальные условия для их обучения, если это рекомендовано индивидуальной программой реабилитации (ИПР). Опрос показал, что в образовательных учреждениях, полностью или частично специализирующихся на обучении инвалидов, созданы неплохие условия для обучения инвалидов. Но большинство опрошенных инвалидов получают профессиональное образование в обычных образовательных учреждениях на инклюзивной основе, где условия обучения часто не соответствуют понятию «безбарьерной среды». В таких
учебных заведениях 42,7% инвалидов испытывают затруднения в доступе к спортзалу, 41,8% к медицинскому кабинету, 39,9% - местам общего пользования, 37,1% - компьютерному классу, 36% - столовой, 34,2% - аудиториям, 30,9% - самому зданию.
Между учебными заведениями разного уровня выявлены заметные различия в обеспечении безбарьерной среды. В большей степени такие условия обеспечивают учебные заведения НПО – 79,1% (против 58,1% в СПО и 61% в ВПО).
Важным аспектом формирования безбарьерной среды для обучения инвалидов является характер складывающихся у них отношений с преподавателями и другими учащимися. Оценки респондентов говорят об отсутствии массовых проявлений недружелюбного отношения к ним преподавателей и руководства (3,9% опрошенных со II группой инвалидности заявили, что испытывали к себе такое отношение со стороны преподавателей). Гораздо чаще преподаватели и руководители не выделяют инвалидов среди других студентов, относятся к ним «как и ко всем», о чем заявили 57,7% опрошенных.
77% опрошенных считают, что в их учебном заведении другие учащиеся позитивно относятся к инвалидам и лицам с ОВЗ, безразличное отношение респонденты наблюдают гораздо реже (17,8%), а ответы о негативном отношении дали всего 3,5% опрошенных. При этом выделяется только ответы респондентов с I группой инвалидности – их чаще «поддерживают морально» (23,5%), «помогают с учебой» (29,4%), «помогают передвигаться» (5,9%), и реже «относятся с безразличием» (5,9%). Но их чаще «сторонятся» (5,9%) и реже «относятся со вниманием» (29,4%).
Профориентация имеет особое значение для лиц с ОВЗ, что обусловлено объективно более узким выбором для них профессии и места работы; их недостаточной информированностью о профессиях; профессиональной подготовке, состоянии рынка труда, требованиях работодателей; худшей адаптированностью к социальной среде; ограниченными возможностями получения второго образования, переобучения. В то же время опрос показал, что среди учащихся инвалидов только 19,3% прошли профориентацию.
Случаи нарушения прав обучающихся инвалидов на образование из-за проблем со здоровьем, не носят системного характера, в целом немногочисленны (5,2%), поэтому картина с соблюдением этих прав инвалидов не выглядит удручающе безнадежной. Почти половина описанных респондентами случаев нарушения прав, была связана с поступлением в учебное заведение, остальные касались недостаточной приспособленности инфраструктуры и учебного процесса образовательных учреждений к нуждам лиц с ОВЗ или недостаточно внимательного отношения к этим людям и их особым потребностям со стороны руководства учебных заведений. Представляется, что планомерная работа, проводимая в стране и в городе Москве по созданию благоприятных условий для обучения лиц с ОВЗ, поможет решить существующие пока проблемы
Крайне важно, что повышение внимания общества к развитию и обучению детей с ОВЗ дошкольного возраста, расширение практики инклюзивного обучения в школах, рост числа реабилитационных центров, модернизация инфраструктуры учебных заведений и города, создавая для детей с ОВЗ новые возможности обучения и социализации, в будущем приведут к повышению уровня потребности этих детей в профессиональном образовании. Поэтому учебные заведения профессиональной школы разного уровня должны быть заблаговременно готовиться к росту числа абитуриентов и студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья.