Анна Селиванова, член Гильдии актуариев, зам. генерального директора ООО «Международная актуарная компания»
Принятие Государственной Думой закона об актуарной деятельности и последовавшая за этим активная работа уполномоченного органа, Банка России, по подготовке квалификационных экзаменов и федеральных стандартов актуарной деятельности показали, что рынок и органы регулирования озаботились квалификацией актуариев, и назрела необходимость стандартизации актуарной деятельности. Сформированный в соответствии с законом Совет по актуарной деятельности уже в ближайшее время должен разработать федеральные стандарты актуарной деятельности.
Формирование стандартов профессиональной деятельности в различных областях направлено на то, чтобы конечный потребитель получил услуги определенного качества и в соответствии с лучшими мировыми стандартами. В настоящее время Международной актуарной ассоциацией (МАА) утверждены два стандарта актуарной деятельности: общий актуарный стандарт (ISAP1) и актуарный стандарт, применяемый при проведении финансового (актуарного) анализа программ социального [1] страхования (ISAP2 [2]), где актуарии играют особую роль. Принятие решений в государственной политике относительно программ социального (в том числе и пенсионного) страхования формируются на основе финансового (актуарного) анализа таких программ. В основе анализа лежат прогнозы и предположения об условиях их будущего развития, которые выполняют актуарии. В связи с этим очень важно, чтобы краткосрочный и долгосрочный прогнозы были обоснованными и объективно отражали будущие условия функционирования программ социального страхования. В России такой финансовый анализ активно проводится для пенсионной системы России, системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, системы обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Очевидно, что такие социально значимые задачи должны решаться на высоком профессиональном уровне с использованием признанных актуарных методик и отвечать международным стандартам качества.
Международный стандарт профессиональной деятельности актуария при выполнении актуарного анализа программ социального страхования (ISAP2) направлен на развитие унифицированной актуарной деятельности в области программ социального страхования по всему миру, а также на определение наилучших актуарных методик, применимых для финансового анализа в области социального страхования.
Применение актуарием стандарта профессиональной деятельности гарантирует для заказчика обеспечение следующих условий:
Что же требуется от профессионального актуария при выполнении актуарного анализа системы социального страхования?
Актуарий должен рассмотреть все существенные характеристики системы социального страхования, действующее законодательство, политику и намерения учредителя относительно будущей организации системы. Он должен также принять во внимание сложившуюся практику, в том случае, когда в законодательстве не прописаны определенные виды выплат или необходимые финансовые показатели (например база будущей индексации пенсии).
Особое внимание в стандарте профессиональной деятельности уделяется данным, актуарным предположениям и представлению результатов. От актуария требуется определить источники и вид необходимых для анализа данных, включая:
При актуарном анализе системы социального страхования стандарт подчеркивает необходимость использования нейтральных предположений, т.е. таких предположений, которые по ожиданиям актуария не приведут к ни к материальной недооценке, ни к переоценке результатов прогнозирования состояния программы социального страхования.
Работая с предположениями, актуарию следует провести анализ исторических данных для анализа прошлого опыта функционирования системы и установления предположений на будущее. Основными требованиями к работе с предположениями являются:
Следующий важный компонент актуарного анализа, относительно которого даны рекомендации, - методология. Международная практика предписывает использование методологии, которая согласуется с методом финансирования рассматриваемой программы социального страхования.
Для распределительных или частично фондируемых систем следует использовать методологию открытой группы, согласно которой рассматриваются взносы и выплаты как текущих, так и будущих участников.
Для полностью фондируемых программ социального страхования используется методология закрытой группы, рассматривающая только текущих участников программы с учетом или без учета заработанных прав в будущем.
В стандарте актуарной работы предусматривается возможность отклонения от предписанных выше методов, если по мнению актуария наиболее разумно использовать альтернативный подход, но в этом случае требуется отразить в отчете подробное обоснование причин отклонения от принятой практики.
В мировой практике актуарный анализ системы социального или пенсионного страхования часто подвергается независимой экспертной оценке, которая может включать:
Актуарий, подготовивший актуарный анализ, должен предоставить для экспертизы все необходимые материалы, которыми он обладает, и должен быть готов дать комментарии по вопросу данных, используемой методологии, предположений и другой информации, касающейся отчета.
Важнейшим этапом работы актуария является квалифицированное представление результатов работы. Сложившаяся мировая практика предполагает, что отчет актуария о проведенном актуарном анализе системы социального или пенсионного страхования должен удовлетворять следующим требованиям:
По результатам работы актуарий предоставляет актуарное заключение с описанием того, насколько данные, лежащие в основе актуарного отчета, достаточны и надежны; сделанные предположения являются разумными и адекватными предмету анализа, а также использована подходящая предмету оценивания методология, согласующаяся с общепринятыми актуарными стандартами.
Описанные выше требования к выполнению актуарного анализа программ социального страхования (ISAP2) являются рамочными и рекомендуются к принятию всеми членами Международной актуарной ассоциации.
С точки зрения уровня принятия решений, одна из важнейших областей, где необходим стандарт актуарной деятельности, гарантирующий уровень оказания услуг, - программы обязательного пенсионного и социального страхования. Согласно принятому закону об актуарной деятельности, Совет по актуарной деятельности должен разработать федеральные стандарты с учетом стандартов, принятых Международной актуарной ассоциацией. Поэтому приведенный выше стандарт в этой области, может стать хорошей основой для федерального стандарта актуарной деятельности в сфере социального и пенсионного страхования.
[1] Здесь и далее по тексту под социальным страхованием понимается также и пенсионное страхование
[2] Главным образом рассматривает государственные системы социального страхования