Актуарное оценивание программ социального и пенсионного страхования: стандарт профессиональной деятельности

Анна Селиванова, член Гильдии актуариев, зам. генерального директора  ООО «Международная актуарная компания»

Принятие Государственной Думой закона об актуарной деятельности и последовавшая за этим активная работа уполномоченного органа, Банка России, по подготовке квалификационных экзаменов и федеральных стандартов актуарной деятельности показали, что рынок и органы регулирования озаботились квалификацией актуариев, и назрела необходимость стандартизации актуарной деятельности. Сформированный в соответствии с законом Совет по актуарной деятельности уже в ближайшее время должен разработать федеральные стандарты актуарной деятельности.

Формирование стандартов профессиональной деятельности в различных областях направлено на то, чтобы конечный потребитель получил услуги определенного качества и в соответствии с лучшими мировыми стандартами. В настоящее время Международной актуарной ассоциацией (МАА) утверждены два стандарта актуарной деятельности: общий актуарный стандарт (ISAP1) и актуарный стандарт, применяемый при проведении финансового (актуарного) анализа программ социального [1] страхования (ISAP2 [2]), где актуарии играют особую роль. Принятие решений в государственной политике относительно программ социального (в том числе и пенсионного) страхования формируются на основе финансового (актуарного) анализа таких программ. В основе анализа лежат прогнозы и предположения об условиях их будущего развития, которые выполняют актуарии. В связи с этим очень важно, чтобы краткосрочный и долгосрочный прогнозы были обоснованными и объективно отражали будущие условия функционирования программ социального страхования. В России такой финансовый анализ активно проводится для пенсионной системы России, системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, системы обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Очевидно, что такие социально значимые задачи должны решаться на высоком профессиональном уровне с использованием признанных актуарных методик и отвечать международным стандартам качества.

Международный стандарт профессиональной деятельности актуария при выполнении актуарного анализа программ социального страхования (ISAP2) направлен на развитие унифицированной актуарной деятельности в области программ социального страхования по всему миру, а также на определение наилучших актуарных методик, применимых для финансового анализа в области социального страхования.

Применение актуарием стандарта профессиональной деятельности гарантирует для заказчика обеспечение следующих условий:

  • актуарные услуги представляются профессионально и с необходимой тщательностью;
  • результат соответствует требованиям и представлен четко, понятно и в надлежащем объеме;
  • используемые предположения и методология раскрываются должным образом.

Что же требуется от профессионального актуария при выполнении актуарного анализа системы социального страхования?

Актуарий должен рассмотреть все существенные характеристики системы социального страхования, действующее законодательство, политику и намерения учредителя относительно будущей организации системы. Он должен также принять во внимание сложившуюся практику, в том случае, когда в законодательстве не прописаны определенные виды выплат или необходимые финансовые показатели (например база будущей индексации пенсии).

            Особое внимание в стандарте профессиональной деятельности уделяется данным, актуарным предположениям и представлению результатов. От актуария требуется определить источники и вид необходимых для анализа данных, включая:

  • национальные или региональные демографические данные относительно рождаемости, смертности, заболеваемости и миграции (при отсутствии национальной или региональной статистики, актуарий может использовать данные более крупного географического региона, а также подходящую международную статистику);
  • текущее состояние системы социального страхования с точки зрения демографии;
  • текущее состояние системы социального страхования с точки зрения экономических показателей;
  • финансовые характеристики программы социального страхования: ставка взносов, инвестиционный доход, ликвидность активов;
  • виды выплат;
  • виды плательщиков взносов и получателей пособий;
  • страхуемая заработная плата и накопленные права;
  • данные переписей и обследований населения.

При актуарном анализе системы социального страхования стандарт подчеркивает необходимость использования нейтральных предположений, т.е. таких предположений, которые по ожиданиям актуария не приведут к ни к материальной недооценке, ни к переоценке результатов прогнозирования состояния программы социального страхования.

Работая с предположениями, актуарию следует провести анализ исторических данных для анализа прошлого опыта функционирования системы и установления предположений на будущее. Основными требованиями к работе с предположениями являются:

  • выбор предположений, отражающих необходимую глубину прогноза для анализа. При прогнозировании актуарий может выбрать различные предположения для различных временных интервалов (обычная практика – это использование значений последних лет в качестве базовых модельных предположений для первых n лет прогноза с построением долгосрочного тренда для предположений на более поздние периоды).
  • при выборе переменных и предположений модели для целей актуарного анализа программ социального страхования актуарий должен учесть все механизмы автоматической балансировки, заложенные в программу;
  • в случае введения новых программ социального страхования или новых видов выплат, когда еще не существует надежных статистических данных для анализа, при выборе предположений международный стандарт профессиональной деятельности рекомендует:
    • изучить риски охватываемой популяции на основе социологических исследований и опросов пока не сформируется надежный статистический базис;
    • рассмотреть аналогичные внешние исторические данные: опыт функционирования других программ социального страхования, опыт других стран.
Стандарт профессиональной деятельности особенно подчеркивает требование аккуратного отражения всех особенностей используемой статистики, которые могут повлиять на результат актуарного анализа. В случае отсутствия надежных статистических данных, актуарий должен указать в отчете, что финансовый анализ основан на неполных данных и должен рассмотреть возможность рекомендовать провести новый финансовый анализ, как только будут доступны новые статистические данные.

  • рекомендуется провести анализ неопределенности прогнозирования и его результатов на основе включения прогнозов, основанных на альтернативном наборе предположений, а также отразить в отчете финансовую устойчивость программы.

Следующий важный компонент актуарного анализа, относительно которого даны рекомендации, - методология. Международная практика предписывает использование методологии, которая согласуется с методом финансирования рассматриваемой программы социального страхования.

Для распределительных или частично фондируемых систем следует  использовать методологию открытой группы, согласно которой рассматриваются взносы и выплаты как текущих, так и будущих участников.

Для полностью фондируемых программ социального страхования используется методология закрытой группы, рассматривающая только текущих участников программы с учетом или без учета заработанных прав в будущем.

В стандарте актуарной работы предусматривается возможность отклонения от предписанных выше методов, если по мнению актуария наиболее разумно использовать альтернативный подход, но в этом случае требуется отразить в отчете подробное обоснование причин отклонения от принятой практики.

В мировой практике актуарный анализ системы социального или пенсионного страхования часто подвергается независимой экспертной оценке, которая может включать:

  • проверку используемых актуарных предположений – насколько каждое из предположений и все предположения в комплексе находятся в разумных пределах;
  • оценку насколько результаты финансового анализа находятся в разумных пределах.

Актуарий, подготовивший актуарный анализ, должен предоставить для экспертизы все необходимые материалы, которыми он обладает, и должен быть готов дать комментарии по вопросу данных, используемой методологии, предположений и другой информации, касающейся отчета.

Важнейшим этапом работы актуария является квалифицированное представление результатов работы. Сложившаяся мировая практика предполагает, что отчет актуария о проведенном актуарном анализе системы социального или пенсионного страхования должен удовлетворять следующим требованиям:

  • содержать достаточно информации для принятия обоснованных решений на его основе;
  • раскрывать цель выполнения актуарного анализа; его заказчика; задачи актуария;
  • раскрывать природу и распределение во времени будущих финансовых потоков, которые являются предметом анализа ;
  • указывать природу и значимость рисков, являющихся материальными для рассматриваемой программы социального страхования;
  • обосновывать используемый подход к анализу рисков;
  • отражать природу и степень любой материальной неопределенности в информации, содержащейся в отчете.
  • представлять анализ чувствительности результатов к используемым предположениям и методам.

По результатам работы актуарий предоставляет актуарное заключение с описанием того, насколько данные, лежащие в основе актуарного отчета, достаточны и надежны; сделанные предположения являются разумными и адекватными предмету анализа, а также использована подходящая предмету оценивания методология, согласующаяся с общепринятыми актуарными стандартами.

Описанные выше требования к выполнению актуарного анализа программ социального страхования (ISAP2) являются рамочными и рекомендуются к принятию всеми членами Международной актуарной ассоциации.

С точки зрения уровня принятия решений, одна из важнейших областей, где необходим стандарт актуарной деятельности, гарантирующий уровень оказания услуг, - программы обязательного пенсионного и социального страхования. Согласно принятому закону об актуарной деятельности, Совет по актуарной деятельности должен разработать федеральные стандарты с учетом стандартов, принятых Международной актуарной ассоциацией. Поэтому приведенный выше стандарт в этой области, может стать хорошей основой для федерального стандарта актуарной деятельности в сфере социального и пенсионного страхования.


[1] Здесь и далее по тексту  под социальным страхованием понимается также и пенсионное страхование

[2] Главным образом рассматривает государственные системы социального страхования

Поделиться
Вернуться в Актуально