Руководитель проекта: д.ф.м.н., профессор Баскаков В.Н.
Участники проекта: к.т.н. Лельчук А. Л., к.э.н. Помазкин Д. В., к.э.н. Крылова Е. К.,
Яненко Е. А.
Спонсор: Московский Общественный Научный Фонд (при финансовой поддержке Агентства по международному развитию США (US AID) грант № 023/1-02.
Отчет: Независимая финансово-актуарная экспертиза бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в период до 2050 года
Краткое описание проекта
Правительство и Пенсионный фонд России летом 2001 года подготовили пакет из пяти законопроектов по реформированию государственной пенсионной системы России.
В соответствии с проектом реформы, пенсионная система будет включать три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсия по старости и по инвалидности, в свою очередь, могут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной, а пенсия по случаю потери кормильца – только из двух частей: базовой и страховой. Льготное пенсионное страхование переводится в ведение профессиональных пенсионных систем.
Указанными законопроектами, в российскую пенсионную систему впервые вводится накопительный элемент, причем весьма сложный по своей структуре. Он включает три компонента: (1) инвестируемый резерв в составе распределительной части государственной пенсионной системы; (2) накопительную часть в составе трудовой пенсии по старости; и (3) накопительную профессиональную пенсию за работу во вредных и особых условиях труда. При этом следует отметить, что ключевые решения по реформированию пенсионной системы были приняты в весьма жесткие сроки, что не могло не отразиться на качестве проработки отдельных положений будущей пенсионной системы. Поэтому говорить о просчитанности долгосрочных финансовых последствий принятых решений можно только с определенными оговорками. Тем более что реализация предложенного проекта реформы пенсионной системы, предусматривает решение совершенно новых для российской экономики вопросов, связанных с инвестициями пенсионных резервов и государственным регулированием организаций, участвующих в реализации накопительных элементов системы, что ставит любые исследования направленные на обеспечения финансовой устойчивости и социальной эффективности пенсионной системы в разряд архиважных.
Проект имеет выраженную междисциплинарную направленность Исследование основано на сочетании экономических, актуарных и социологических подходов. Проект предусматривает проведение актуарной экспертизы экономической и социальной политики в области пенсионного обеспечения на основе имитационной модели пенсионной системы, разработанной Независимым актуарным информационно-аналитическим центром в рамках проекта МОНФ, грант № 1/4 – 01 и Государственного контракта с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Цель проекта: актуарная экспертиза экономического и финансового контекста пенсионной реформы России и содействие в создании справедливой, социально эффективной и финансово устойчивой пенсионной системы в соответствии с признанными на международном уровне стандартами в этой области.
Методика исследования предусматривает применение методологии актуарного контрольного цикла, широко используемой актуариями в международной практике для финансового анализа различных страховых систем. Эта методология была адаптирована к российским условиям и апробирована авторами проекта в период 2000-2001 гг. при проведении независимой актуарной экспертизы государственной экономической и социальной политики в области профессионального пенсионного страхования (грант МОНФ № 032/1-00-ТК).
Реализация проекта: по результатам проекта
Проведен ряд консультаций с экспертом Всемирного Банка г-ном J-N Martino по вопросам совершенствования разработанной Центром имитационной модели пенсионной системы России.
Результаты работы обсуждались с международным экспертом проекта TASIS «Содействие Министерству экономического развития и торговли РФ» г-жой R Stott, давшей положительное заключение.
Определены потребности модели пенсионной системы России в демографической и экономической информации.
Разработан перечень экономико-статистической информации необходимой для проведения актуарных расчетов пенсионной системы России и сформирована база статистической информации.
Создано информационное хранилище и проанализирована имеющаяся статистическая информация по проблемам пенсионного обеспечения.
Доработаны базовые алгоритмы прогнозирования доходов и расходов пенсионной системы, разработаны алгоритмы реализации «социально-когортного» подхода к моделированию пенсионной системы РФ, позволяющие в полной мере имитировать определенный действующим законодательством порядок расчета пенсионных накоплений (реальных и условных) и размеров пенсий.
Сделан обзор общего финансового и экономического окружения и проведена финансово-актуарная экспертиза пенсионного законодательства;
Разработаны принципы подготовки сценариев моделирования при разных демографических и макроэкономических предположениях, например: разных сценариях общего демографического прогноза (рождаемость, смертность, миграция), разных макроэкономических предположениях (рост производительности труда, рост заработной платы); различных вариантов индексации; повышении пенсионного возраста и т.д.
Издан информационный бюллетень «АКТУАРИЙ» № 6
Подготовлены и опубликованы следующие статьи:
Препринт брошюры «Российская аналитическая пенсионная модель» на русском и английском языках. - М., АНО «НААЦ». 2002
Баскаков В.Н., Лельчук А.Л., Помазкин Д.В. – в журнале «Социальный Вестник» № 1-2 (7-8) 2002 года - «Актуарная экспертиза пенсионной системы России (методологический подход)»,стр. 91-107
Баскаков В.Н., Лельчук А.Л., Помазкин Д.В. – в журнале «Социальный вестник» № 3 (9) 2002 года - «Модель пенсионной системы России (часть 1)».
Помазкин Д., Еременко Е., Козедуб Е - в журнале «Пенсионные фонды и инвестиции» № 4, 2002 года - «Методы построения информационной базы данных для контроля и анализа финансовых операций».
Баскакова В.Н. - «Демографический аспект пенсионного страхования»; Сборник докладов «Демографическое развитие и его социально-экономические последствия», М., ГУ ИМЭИ, 2002 г., 193 с.