Руководитель проекта: д.ф-м.н, проф. Баскаков В.Н.
Участники проекта: д.э.н. Баскакова М.Е., Ван Лейвен Р., Елизаров В.В., к.э.н. Крылова Е.К., Селиванова А.В., Яненко Е.А.
Заказчик: Проект ТАСИС
Основные выводы по проекту
В условиях реформирования пенсионной системы России особое значение приобретает систематически организованная актуарная экспертиза, позволяющая прогнозировать вновь возникающие риски, связанные с введением новых правил функционирования пенсионной системы, заключающаяся в комплексном анализе как законодательного контекста развития новой пенсионной системы, так и демографического, макроэкономического, финансового и социального контекста.
Современная демографическая ситуация
Одной из серьезнейших проблем пенсионной системы России в настоящее время является ухудшающаяся демографическая ситуация.
Население России сокращается уже более 13 лет.
Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности приведет к тому, что численность населения России к началу 2025 г. составит около 122-125 млн. человек, а к 2050 г. опустится до уровня ниже 100 млн. человек. В действительности демографическая динамика может выглядеть еще хуже, так как при отсутствии целенаправленной демографической политики весьма вероятно сохранение высокого уровня смертности населения (прежде всего мужской) с одновременным переходом к однодетной модели семьи.
Демографическое развитие в России имеет много общего с общеевропейскими тенденциями (низкая рождаемость, изменение структуры семьи, старение населения и т.д.). В то же время, ускоренное нарастание кризисных явлений определяется особыми условиями и трудностями так называемого переходного периода (падение реальных доходов, нарастание масштабов бедности, рост неравенства, высокий уровень безработицы, сокращение объема социальных гарантий, бесплатных услуг в здравоохранении и образовании и т.п.).
Одна из самых больших проблем России – это высокий уровень смертности и низкая продолжительность жизни. Показатели смертности и продолжительности жизни женщин в России примерно соответствуют смертности и продолжительности жизни мужчин в Европе – 72 года и более. Продолжительность жизни мужчин крайне низкая и составляет 59 лет. Особенностью России является высокий уровень мужской смертности в трудоспособных возрастах (от 16 до 60).
Население России постепенно стареет. Одним из последствий старения является рост отношения численности мужчин в возрасте 60 и более лет и женщин в возрасте 55 и более лет к численности мужчин в возрасте 16-59 лет и женщин в возрасте 16-54 года. За указанный период нагрузка пожилыми возросла более чем в полтора раза с 20.2 до 33.5%. Эти изменения связаны с ростом числа лиц пенсионного возраста, а также сокращением численности детей до 15 лет.
В России существует огромный перекос в численности мужчин и женщин. Женщин больше, чем мужчин более чем на 10 млн. Это превышение существовало и раньше, но не было столь большим. В 2005 году доля мужчин в общей численности населения составила 46.4%. В старших возрастных группах трудоспособного населения, в предпенсионных и пенсионных возрастах, нарастает превышение численности женщин, чем дальше, тем больше. Среди лиц старше трудоспособного возраста у нас на 1000 мужчин приходится 2334 женщины. В 2005 году женщины в среднем были старше мужчин на 2.6 года, поскольку средний возраст женщин и мужчин равен 37.6 и 35.0 лет, соответственно.
За 14 лет (1992-2005 гг.) миграционный прирост населения России (разница между числами прибывших и убывших) составил 5.3 млн. человек. При этом за 1992-1999 гг. – более 4 млн., за 2000-2005 гг.- 1.2 млн. человек. С конца 90-х годов начинается сокращение миграционного прироста и в последние годы он уже не играет такой роли в формировании населения и замещении естественной убыли как в первой половине 90-х, замещая не более 10-15 %, а не 40%, как в 1998 г. Можно предположить, что масштабы миграции в Россию будут возрастать, но темпами, не позволяющими рассматривать миграцию как главное средство преодоления депопуляции российского населения.
Анализ показал, что при всех вариантах демографического развития Россию ждет дальнейшая убыль населения и постарение населения, масштабы которого будут определяться будущими уровнями рождаемости и смертности, а также итогами миграционного обмена России с зарубежными странами.
Сценарное моделирование показало, что при инерционном сценарии развития, которое предполагает сохранение преимущественно однодетной модели семьи, когда суммарный коэффициент рождаемости сокращается с 1.3 в 2005 году до 1.1 в 2050 году, ожидаемой продолжительности жизни - 59 лет для мужчин и 72 года для женщин и сохранении небольшого миграционного роста (от 100 тыс. в настоящее время до 200 тыс. в 2050 году), численность населения в России сократится с 143474 тыс. в 2005 году до 88234 тыс. человек в 2050 году.
В случае реализации активной демографической политики, при которой суммарный коэффициент рождаемости увеличится с 1.3 до 1.7 в 2050 году, продолжительность жизни у мужчин составит 68 лет, а у женщин – 78 лет, а миграционный процесс активизируется со 100 тыс. в 2005 году до 500 тыс. человек в 2050 году, численность населения России сократится до 117595 тыс. человек.
Современная макроэкономическая ситуация
Уровень экономической активности населения, и параметры ее обусловливающие (уровень занятости и безработицы) являются важнейшими факторами, определяющими масштабы пенсионной системы страны, поскольку определяет потенциальное число плательщиков пенсионных взносов, а, следовательно, и многие финансовые показатели пенсионной системы.
Численность экономически активного населения в России в 2004 г. составила 73.4 млн. человек, в том числе в трудоспособном возрасте – 68.4 млн. человек. В целом численность экономически активного населения в последние годы имела тенденцию к увеличению (в 2000 г. значение этого показателя для населения в возрасте 15-72 года составляло 71.5 млн. человек, а для населения в трудоспособном возрасте – 67 млн. человек, прирост составил, соответственно 1.9 и 1.4 млн. человек). При этом темпы роста численности всего населения в трудоспособном возрасте были еще выше (за указанные годы она увеличилась на 2.7 млн. человек.).
Для системы пенсионного обеспечения важно, что изменение уровня экономической активности происходило неравномерно по возрастам, а коснулось преимущественно молодежи (в возрасте 20-24 года) и пожилых (в возрасте 55-59 лет). Причем, в то время как экономическая активность молодежи падала (с 68.6% в 2000 г. до 62.3% в 2004 г., что во многом объясняется ростом охвата населения этого возраста высшим образованием), экономическая активность пожилых – росла (с 51.8% в 2000 г. до 60.8% в 2004 г.), что, скорее всего, связано с введением нового пенсионного законодательства в 2002 году, которое уравняло в правах работающих и неработающих пенсионеров при исчислении и повышении пенсии, а также ввело систему гибкого повышения пенсионного возраста.
Современный уровень занятости населения России, хотя и существенно уменьшился относительно советского периода, но остается достаточно высоким в международных сравнениях и составляет в настоящее время 60.2% для населения в возрасте 15-72 года и 70.4% для населения в трудоспособных возрастах. При этом доля «наемных» работников среди занятых составляет абсолютное большинство – 93,2%. «Не по найму» работает только 6.8%, причем во времени это соотношение практически не меняется. С точки зрения пенсионной системы сегодня это наиболее проблемный статус занятости.
Серьезную проблему для пенсионной системы представляет высокая доля занятого населения, выводящая свои заработки за пределы нормального налогообложения, что существенно сокращает доходность пенсионной системы. Стремление Правительства к выведению заработков из «тени» было одним из доводов введения накопительного элемента в новую систему пенсионного обеспечения. По данным федеральной статистики в неформальном секторе занятости в России в августе 2005 г. было занято 13.2 млн. человек, что составляет 19% общей численности занятых в стране. Во времени численность таких занятых растет (в августе 2003 г. их было «только» 11.3 млн.чел. или 17% всех занятых.
Современная структура денежных доходов населения показывает, что оплата труда была и остается самым важным источником поступления денежных средств для россиян: на ее долю приходится фактически две трети (в 2003 году – 64%) всех денежных доходов. Однако если учитывать только официальную заработную плату, то ее доля в денежных доходах сокращается до 39.5%,. На втором месте по значимости – социальные выплаты: в 2003 году на их долю приходилось 14% от доходов. Предпринимательские доходы составляют только 12%, доходы от собственности – 8%. Статья «другие доходы» занимает в структуре доходов последнее место – 2.2%, но если сюда отнести неучтенную заработную плату, то «вес» этого источника возрастает до 26.6%.
В 2006 г. размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в России составил 10728 руб. или 412 долл. США. Увеличивается и средняя реальная начисленная заработная плата. Если в 2000 г. размер реальной заработной платы увеличился по сравнению с предыдущим годом на 21%, то в следующем году этот показатель составил 16%, а в 2006 г. – только 10.2%. Однако, несмотря на высокие темпы роста средней реальной заработной платы, которые она демонстрирует последние шесть лет, ее размер не превысил уровня 1991 г.
Для пенсионной системы важным является то обстоятельство, что значительное число работников в реальности получает заработную плату существенно ниже, чем средняя. В апреле 2006 года 53.4% работников получали заработную плату ниже 7400 руб., при средней 9847 руб.
В России очень значима дифференциация размеров заработной платы между наиболее высоко и низко оплачиваемыми работниками. Соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой в апреле 2006 года составляло 25.3 раза. Этот показатель имеет тенденцию к сокращению: в 2000 году данное соотношение составляло 34 раза.
Различия в заработной плате мужчин и женщин являются одним из важнейших факторов формирующих гендерные различия в пенсионном обеспечении россиян. В условиях низкого уровня пенсий это, в свою очередь, порождает проблему феминизации бедности в пенсионном возрасте. Согласно официальным данным, последние пять лет начисленная заработная плата женщин в среднем составляла только 61-64% от заработной платы мужчин. При этом женщины получают меньшую заработную плату во всех возрастных группах. Наименьшие различия в оплате труда мужчин и женщин характерны в возрастах 15-19 лет и старше 70 лет.
Анализ половозрастного распределения заработной платы показал, что оно отличается от подобного распределения в странах с развитой экономикой, поскольку после 40 наблюдается снижение средней заработной платы, как у мужчин, так и у женщин, тогда как для зарубежных стран характерен непрерывный, хотя и замедляющийся с возрастом рост заработной платы.
Общие сведения о пенсионном обеспечении
В период с 1995 г. по 2005 г. в Российской Федерации наблюдался заметный рост численности пенсионеров [1]. За это время она увеличилась на 1230.0 тыс. человек или 3.3%, составив на конец 2005 года 38313.0 тыс. человек или 26.7% постоянного населения России. При этом доля женщин в общей численности пенсионеров составляет около 66% (данные 2003 года). Рост численности пенсионеров проходил на фоне сокращения общей численности населения страны. В результате наблюдалось превышение темпа роста относительной численности пенсионеров над темпом роста их абсолютной численности. С точки зрения системы пенсионного обеспечения указанный факт является крайне негативной тенденцией, т.к. приводит к повышению пенсионной нагрузки.
Численность работающих пенсионеров [2] за период с 1995 по 2001 гг. постепенно сокращалась с 8426 до 5762 тыс. чел. Величина этого сокращения составила 2664 тыс. человек или 31.6%. В рассматриваемый период постепенно снижалась и доля работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров: с 22.7% в 1995 году до 14.9% в 2001 году. Однако в 2002 году отмеченные тенденции изменились – в конце года численность работающих пенсионеров составила 6486 тыс. человек или 16.9% от общей численности пенсионеров, а в 2003 году эти показатели увеличились до 7067 тыс. человек и 18.5%, соответственно. В 2004 году тенденция по увеличению числа работающих пенсионеров продолжила свое развитие. Численность работающих пенсионеров возросла еще на 10.1% и составила 7821 тыс. человек или 20.5% от общей численности пенсионеров. Объясняет эту ситуацию введение с 2002 года нового пенсионного законодательства, которое установило новые единые нормы для расчета и индексации пенсии для работающих и неработающих пенсионеров.
Анализ показывает, что доля работающих пенсионеров-мужчин на протяжении всего рассматриваемого периода (1995-2003 гг.) стабильно выше доли работающих пенсионеров-женщин на 4–5%.
Основным показателем, характеризующим уровень жизни пенсионеров, является размер пенсий, обеспечиваемый пенсионной системой. За период с 1995 года по 2004 год номинальный размер средней пенсии возрос с 242.6 руб. до 2026.3 руб., то есть в 8.3 раза. В 2004 г. средний размер пенсии увеличился по сравнению с 2003 г. на 16.0%. Базовая часть составила 690.6 руб. или 34.1% от общей суммы пенсии, страховая – 1217.1 руб., 60.1% Доля выплат по государственному пенсионному обеспечению в общей структуре пенсий составляет 5.9% или 118.6 руб. В рассматриваемом периоде почти все виды пенсий увеличивались приблизительно равными темпами. Так, пенсии по старости и социальные пенсии увеличились в 8.6 и 8.1 раз соответственно; пенсии по инвалидности – в 7.2 раза, а по случаю потери кормильца – в 9.1 раза. Столь синхронное увеличение размеров различных видов пенсий во многом связано с их комплексным законодательным регулированием, как правило, предусматривавшим их одновременное изменение. Это привело к сохранению достаточно устойчивых соотношений в размерах пенсий различных видов на протяжении достаточно длительного периода.
Уровень жизни, обеспечиваемый пенсионной системой своим участникам, характеризуется не номинальным, а реальным размером пенсии. Проведенный анализ свидетельствует о существенном отставании темпов роста средней пенсии в реальном выражении от ее номинальной величины. Действительно, если за период 1995-2004 гг., размер номинальной пенсии увеличился в 8.4 раза и в 2004 году на 9.5% превысил прожиточный минимум пенсионера, то величина реальной пенсии увеличилась всего на 47.2%, достигнув только предкризисного (1998 г.) уровня.
Низкий уровень жизни пенсионеров является в настоящее время наиболее острой проблемой пенсионного обеспечения. Размер средней пенсии (номинальной) только в 2001 году (после дефолта 1998 года) приблизился к величине прожиточного минимума пенсионера и составил (по разным оценкам) от 89.5% до 100%. По данным Росстата в 2004 году средний размер назначенных пенсий превысил прожиточный минимум пенсионера только на 9.5% и составил 1849 руб. Только треть пенсионеров имеют пенсии выше величины прожиточного уровня. О низкой величине пенсий свидетельствует и то, что ее уровень в 2006 г. составлял всего лишь 27.0% средней заработной платы в стране.
Основным критерием, по которому оценивается уровень пенсионного обеспечения в стране, является коэффициент замещения утраченного заработка. Анализ динамики этого показателя свидетельствует о том, что в 1995-1998 годах удавалось поддерживать довольно устойчивое соотношение средней заработной платы и средней пенсии (в пределах 38-40%), однако кризис 1998 года привел к серьезному падению величины коэффициента замещения - до 29%. Реальная величина пенсии сократилась практически на 40%. В связи с этим правительство вынуждено было провести ряд индексаций, в результате которых к 2000 году размер пенсий был увеличен на 30%. Однако, коэффициент замещения не достиг докризисного периода и в 2000-2002 гг. составлял 31.2-31.6%, а затем вновь начал понижаться. В 2005 году он составил 27.6%, что меньше, чем в кризисный период.
Существуют достаточно серьезные различия в размерах пенсий у мужчин и женщин. Расчеты показывают, что в целом за период с 1995-2003 гг. средний размер пенсий у женщин был на 10-15% ниже, чем у мужчин.
Как для мужчин, так и для женщин характерны примерно равные пропорции работающих и неработающих пенсионеров во всех пенсионных возрастах. До 20 лет это всего 1-3%, затем их численность постепенно начинает нарастать и достигает своего максимума у женщин в 55 лет – 51%, а мужчин в 60 лет – 43%. При этом, если у женщин первые пять лет после наступления возраста выхода на трудовую пенсию по старости, сохраняется достаточно высокая занятость (соотношение работающих и неработающих пенсионеров равно 40%), то у мужчин этот показатель сразу сокращается практически вдвое. После 65 лет среди женщин-пенсионеров работающие составляют не более 6%, а у мужчин –12%, а после 70 лет – 1% и 4% соответственно.
Анализ показал, что практически до 40 лет пенсии неработающих пенсионеров превышают пенсии работающих, что вполне объяснимо, поскольку в этом возрасте преобладают не трудовые пенсионеры, а пенсионеры - инвалиды, у которых работают, в основном, лица, имеющие низшую группу инвалидности, а, следовательно, и более низкую пенсию. Около 40 лет появляются трудовые (досрочные) пенсионеры и ситуация меняется: пенсии работающих пенсионеров начинают превышать пенсии неработающи. После 45 лет, когда в структуре пенсионеров начинают преобладать пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости, пенсии работающих пенсионеров стабильно превышают пенсии неработающих. Это характерно как для женщин, так и для мужчин. Связано это с тем, что в пенсионном возрасте продолжают работать те лица, чья работа приносит ощутимый доход.
В отличие от пенсий, денежные доходы у работающих пенсионеров во всех возрастных группах значительно выше, чем у неработающих, что вполне объяснимо, поскольку работающие пенсионеры получаю как пенсию, так и заработную плату. Такое соотношение характерно как для женщин, так и для мужчин. Разница в доходах у работающих и неработающих пенсионеров весьма значительна, как правило, она составляет 2-4 раза. Она остается достаточно высокой практически во всех возрастах.
Система досрочных пенсий в России имеет сложную структуру, в соответствии с ней работники могут выходить на пенсию в различных возрастах, им необходимо иметь различную продолжительность специального трудового стажа, к тому же время от времени пересматриваются Перечни профессий, по которым предоставляется право на досрочную пенсию. Все это, а также типичная проблема бедности статистической информации, порождает массу проблем при анализе структуры досрочных пенсионеров.
В 2001 году общая численность пенсионеров-досрочников, по данным статистической отчетности 94-собес, составляла 9.3 млн. человек. За период 1995-2001 гг. численность этих пенсионеров увеличилась на 15.6%. К сожалению, такие сведения за 2002 - 2005 гг. пока недоступны для исследования.
В 2001 году доля досрочных пенсионеров, которые получали пенсию на основаниях, изложенных в ст. 27, составляла 57% от общей численности пенсионеров-досрочников, а по ст. 28 – 43%. Перечни производств, работ, профессий и должностей, в соответствии с которыми назначаются досрочные пенсии весьма многообразны, но каждая статья Федерального закона № 173-ФЗ, относящаяся к досрочным пенсионерам, имеет свою доминанту. Так, для ст. 27 такой доминантой являются работники выходящие на досрочную пенсию по Списку № 1 и Списку № 2 (особые условия труда), и составляющие более 90 процентов пенсионеров, выходящих на пенсию на основаниях, прописанных в данной статье. В ст. 28 - это пенсионеры, работающие в условиях Крайнего Севера, женщины, родившие пять и более детей и пенсионеры за выслугу, составляющие более 95% пенсионеров, выходящих на пенсию в соответствии с этой статьей.
Отмечается достаточно устойчивая структура контингента пенсионеров-досрочников по категориям. Так, пенсионеры, получающие пенсию в связи с особыми условиями труда, составляли от 54.5% до 61.2% в период 1995- 2001 гг., работавшие в районах Крайнего Севера – от 18.2% до 22.9%. Несколько сократилась доля пенсионеров, получающих пенсию на льготных основаниях с 24.9% до 22.4% и возросла доля получающих пенсию за выслугу лет с 2.4% до 8.4%.
Размер пенсий у пенсионеров-досрочников несколько выше, чем у пенсионеров, получающих пенсии на общих основаниях. Однако, в период 1995-2001 гг. разрыв между этими пенсиями постепенно сокращался. Так, в 1995 году эта разница составляла около 28%, а в 2001 году уже только 7-8%.. Такая ситуация может быть как следствием экономических изменений, произошедших в последние годы, так, в определенной степени, и следствием преобладающей в последние годы численности женщин среди досрочных пенсионеров, поскольку известно, что уровень заработной платы и уровень пенсий у женщин меньше, чем у мужчин.
За период 1995-2001 гг. численность работающих пенсионеров-досрочников сократилась на 9%. Наиболее значительно сократилась численность работающих досрочных пенсионеров, получающих пенсию в связи с особыми условиями труда - на 32%. Практически на столько же сократилась и численность работающих пенсионеров, получающих пенсии на льготных основаниях. В меньшей степени уменьшилось число работающих пенсионеров, получающих пенсии за работу на Крайнем Севере – на 13%. В целом доля работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров досрочников сократилась с 33.3% до 24.9%. В то же время численность работающих пенсионеров, получающих пенсии за выслугу лет, увеличилась в 7.6 раза. Столь серьезный рост работающих получателей пенсий за выслугу лет, прежде всего, связан со значительным увеличением общей численности этой категории получателей пенсий, что в свою очередь вызвано организационными и законодательными изменениями. Необходимо отметить и то, что среди этой категории пенсионеров доля работающих необычайно высока и составляет более 78%. Кроме того, это единственная категория получателей досрочных пенсий, у которых доля работающих пенсионеров за рассматриваемый период не уменьшилась, а возросла на 10 процентных пунктов.
Динамика численности работающих досрочных пенсионеров и работающих пенсионеров на общих основаниях имеет практически тождественные тенденции, что свидетельствует о единстве побудительных мотивов, вынуждающих обе эти категории пенсионеров продолжать свою трудовую деятельность после получения права выхода на пенсию. Как представляется, одной из основных причин такого явления можно считать низкий размер назначенных пенсий, который во многих регионах не дотягивает даже до прожиточного минимума. В то же время, можно отметить и некоторый положительный аспект данного явления: оно свидетельствует о том, что работники, достигшие установленного законодательством пенсионного возраста, имеют силы и здоровье для продолжения трудовой деятельности. Причем это характерно как для досрочных пенсионеров, так и для пенсионеров на общих основаниях.
Распределение общей численности пенсионеров по федеральным округам крайне неравномерно. В 2005 году половина всех пенсионеров (19178 тыс. человек) была сосредоточена в двух из них: Центральном и Приволжском. Около 15% пенсионеров (5692 тыс. человек) проживало в Южном и 13.5% (5181 тыс. человек) - в Сибирском федеральных округах. На Северо-Западный и Уральский округа приходится соответственно 10.1% (3857 тыс. человек) и 8.1% (3085 тыс. человек) от общей численности пенсионеров. Меньше всего пенсионеров проживает в Дальневосточном федеральном округе – 4.3% (1651 тыс. человек). Необходимо отметить стабильность данной структуры распределения общей численности пенсионеров.
На фоне роста численности пенсионеров за период 1997-2005 гг. в целом по Российской Федерации на 0.3%, в Дальневосточном федеральном округе этот рост составил 7.6%, в Сибирском -3%, Уральском и Южном – 2.3% и 2.2%. Сократилась численность пенсионеров в Центральном федеральном округе – на 2.1% и Поволжском – на 1.2%. Отмеченные изменения численности пенсионеров происходили на фоне некоторого изменения численности всего населения в данных федеральных округах
Больших различий в процентном соотношении численности пенсионеров и общей численности населения по федеральным округам нет. В 2005 году она колебалась в пределах от 24.9% в Южном федеральном округе до 28.2% - в Центральном федеральном округе. В то же время можно отметить, что самая высокая доля пенсионеров, за весь исследуемый период, была характерна для Центрального федерального округа. Здесь она колебалась в пределах от 29.2% до 28.0%. А самая низкая – для Дальневосточного: от 20.7% до 25.0%.
Для пенсионной системы значимым является показатель, характеризующий соотношении численности занятых в экономике и численности пенсионеров, поскольку он позволяет оценить, какое количество работников оплачивает за счет своих налогов пенсию одного пенсионера. Наиболее благополучно дела с этим показателем обстоят в Дальневосточном федеральном округе, где на одного пенсионера приходится 2.16 занятых в экономике этого региона. В Уральском федеральном округе этот показатель равен 1.99. Наиболее неблагоприятным, с этой точки зрения, является Южный федеральный округ, где на одного пенсионера приходится 1.48 занятых. В остальных округах соотношение численности занятых в экономике и численности пенсионеров находится в пределах от 1.75 в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах до 1.65 в Центральном федеральном округе.
В настоящее время ситуация с соотношением численности занятых в экономике и численности пенсионеров, как в целом по Российской Федерации, так и по федеральным округам, достаточно стабильна. Более того, как свидетельствует анализ динамики этого показателя за 1997-2004 гг., оно имеет тенденцию к некоторому повышению. Однако, как показывают прогнозные расчеты Независимого актуарного информационно-аналитического центра, в ближайшей перспективе произойдет изменение тренда развития этого показателя. И уже после 2008 года соотношение численности занятых в экономике и численности пенсионеров будет постепенно уменьшаться, что чревато для пенсионной системы обострением проблем.
Структура численности пенсионеров по видам получаемых пенсий по различным федеральным округам различается мало и не имеет серьезных отличий от общероссийской структуры. Везде преобладающей является численность пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости. Таких пенсионеров в целом по России 77.3%.
Уровень пенсионного обеспечения по федеральным округам России серьезно не различается. Отсутствие серьезных различий в пенсионном обеспечении по федеральным округам объясняется во многом тем, что с начала пенсионной реформы прошло всего три года. В связи с этим среди пенсионеров основную часть составляют те, кому пенсии были назначены еще в дореформенный период (до 2002 года) по старому пенсионному законодательству, которое во многом носило уравнительный характер. Однако и «новые» пенсионеры, вышедшие на пенсию после 2002 года, не вносят серьезных изменений в эту ситуацию, поскольку их в общей численности получателей пенсий все равно не более 20%. Кроме того, величина пенсии этих пенсионеров во многом зависит от размера расчетного пенсионного капитала, а алгоритм его определения имеет ограничительный коэффициент 1.2 (отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации), который не позволяет установить прямую зависимость размера пенсий «новых» пенсионеров от величины заработка, с которого уплачивались пенсионные взносы.
Если рассматривать уровень пенсионного обеспечения не по федеральным округам, а в разрезе более мелких территориальных единиц – регионов, то его дифференциация становится более значительной. Так, в 2005 году средний размер пенсий, назначенных в Чукотском автономном округе (4654.5 руб.), более чем в два раза превышал средний размер пенсий, назначенных в Республике Дагестан (2024.4 руб.).
Анализ совокупности показателей, характеризующих уровень жизни пенсионеров, (таких как коэффициент замещения и соотношение среднего размера пенсии с уровнем прожиточного минимума сложившегося в данном регионе) свидетельствует о том, что в регионах с более высокими пенсиями (по сравнению со среднероссийской), уровень жизни пенсионеров невысок. Это объясняется тем, что для таких территориальных единиц, как правило, характерен высокий уровень заработной платы, что, в свою очередь, влечет за собой высокий уровень цен, и, следовательно, довольно высокий прожиточный минимум. Наблюдается довольно парадоксальная ситуация: в регионах с более высоким уровнем назначенных месячных пенсий, положение пенсионеров тяжелее, чем в регионах с небольшой пенсией. Действительно, в Республике Дагестан, где один из самых высоких коэффициентов замещения в России – 56.9%, абсолютный размер назначенных пенсий составляет всего 78.5% от ее среднероссийского уровня, однако при этом, он превышает прожиточный минимум на 2.9%. В Ханты-Мансийском автономном округе средний размер назначенных месячных пенсий превышает среднероссийский уровень на 32.5%, при этом коэффициент замещения составляет всего 13.5%, а сама пенсия отстает от прожиточного минимума на 4.7%. В 2003 году в 29 регионах Российской Федерации размер пенсий был ниже прожиточного минимума. При этом само соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума колебалась от 137.7% в Республике Северная Осетия-Алания до 54.4% в Чукотском и Корякском автономных округах. Коэффициент замещения в этот же период также колебался в достаточно широком диапазоне: от 58.3% в той же Северной Осетии-Алании и 54.4% в Республике Дагестан, до 11.7% в Ямало-Ненецком автономном округе.
Результаты моделирования
Прогноз численности пенсионеров на долгосрочную перспективу (до 2050 года) показал, что увеличение продолжительности жизни, а также невысокие темпы рождаемости, сохранят негативную тенденцию по росту численности пенсионеров на фоне сокращения общей численности населения. К 2050 году численность пенсионеров может увеличиться до 48.0 млн. человек (по сравнению с 38.9 млн. человек в 2005 году) или на 19%. При этом доля пенсионеров в общей численности населения возрастет с 26.8% в 2005 году до 40.9% в 2050 году. Все это приведет к повышению пенсионной нагрузки и крайне отрицательно скажется на пенсионной системе.
Половозрастная структура получателей пенсий очень важный показатель для пенсионной системы, поскольку у мужчин и женщин существенно различается продолжительность жизни и, кроме того, разный возраст выхода на пенсию. Вследствие этого период нахождения на пенсии у женщин существенно больше, чем у мужчин. А это также оказывает влияние на сбалансированность пенсионной системы. В настоящее время численность пенсионеров женщин практически в два раза выше, чем численность пенсионеров мужчин, практически такое же соотношение сохранится в течение всего прогнозного периода – до 2050 года.
Если серьезно не изменятся условия функционирования пенсионной системы, то численность работающих пенсионеров в долгосрочной перспективе может изменяться следующим образом. До 2015 года продолжится рост и в этом же году работающие пенсионеры могут составить 22.1% от общей численности пенсионеров. Далее величина этого показателя начнет постепенно сокращаться и к 2050 году доля работающих пенсионеров может составлять около 15%.
Естественно, что в долгосрочной перспективе номинальный размер пенсий существенно возрастет. Расчеты показывают, что к 2050 году величина пенсий может увеличиться до 26.6 тыс. рублей. В данном случае при прогнозировании использовались законодательно установленные методы индексации как базовой, так и страховой части трудовой пенсии.
Однако, динамика изменения номинального размера пенсий малоинформативный показатель с точки зрения оценки перспектив развития самой пенсионной системы и того уровня жизни, который она обеспечивает пенсионерам. В этом смысле наиболее значимыми показателями являются коэффициент замещения утраченного заработка, который пенсионная система предлагает своим участникам, а также степень сбалансированности самой пенсионной системы.
Проведенное долгосрочное моделирование этих показателей при различных сценарных параметрах позволило сделать следующие выводы.
При условии сохранения действующих в настоящее время параметров функционирования пенсионной системы, включая дифференциацию страховых взносов по различным составляющим трудовой пенсии (базовой, страховой, накопительной), условия индексации как базовой, так и страховой частей пенсии, а также законодательно установленный возраст выхода на пенсию, в долгосрочной перспективе такая пенсионная система сможет предложить своим участникам при выходе на пенсию довольно скромный уровень пенсионного обеспечения. При этом коэффициент замещения будет постоянно сокращаться: с 25.2% в 2005 году до 10.0% 2030 года. Далее величина его стабилизируется. Особое внимание необходимо обратить на стремительное сокращение коэффициента замещения, который обеспечивает базовая пенсия: с 8.9% в 2005 году до 1.3% к 2050 году. Сократится и коэффициент замещения, который обеспечивает страховая пенсия с 16.3% до 5.5%. Увеличиваться будет только коэффициент замещения, обеспечиваемый накопительной пенсией, но и его величина крайне незначительна: 0.2% в начале выплат (2022-2025 гг.) и 3.4% в конце прогнозного периода. Однако при таком сценарии развития гарантирована финансовая устойчивость самой пенсионной системы.
Вариант моделирования, при котором базовая пенсия индексируется в соответствии с темпами роста заработной платы (т.е. моделируется ситуация, при которой размер базовой пенсии специальными законодательными актами приближается к прожиточному минимуму пенсионера), дает лучшие результаты с точки зрения повышения коэффициента замещения. В этом варианте коэффициент замещения стабилизируется после 2020 года на уровне 20% и сохраняется таким до конца прогнозного периода. При этом необходимо напомнить, что все остальные сценарные параметры остаются без изменения.
Однако в этом случае будет постоянно нарастать дефицит Пенсионного фонда. В дефиците окажется как базовая, так и страховая часть трудовой пенсии. В целом дефицит распределительной части пенсии будет увеличиваться в течение всего прогнозного периода от 0.6% от ВВП в 2005 году до 3.02% - в 2050 году. Дефицит страховой и базовой частей пенсии будет развиваться по-разному. Дефицит базовой пенсии со временем планомерно увеличивается от 0.32% до 2.78% от ВВП. Дефицит страховой пенсии увеличивается только в первые прогнозные годы: от 0.31% от ВВП в 2005 году до 0.51% в 2010 году. Затем дефицит страховой части пенсии будет постепенно ослабевать и достигнет к 2050 году 0.25% от ВВП.
Рассчитанные индивидуальные коэффициенты замещения для различных сфер экономической деятельности, показали, что он тем выше, чем ниже средняя заработная при том или ином виде деятельности. И это естественно, поскольку значительную часть пенсии любого пенсионера составляет плоская (одинаковая для всех) базовая часть, финансируемая за счет части ЕСН, кроме того, использование регрессивной шкалы серьезно ограничивает верхний уровень назначаемых пенсий, что имеет большое значение для работников с высокой заработной платой.
Наиболее высокий индивидуальный коэффициент замещения у мужчин и женщин, занятых в сельском хозяйстве. При расчете его по отношению к средней заработной плате (за карьеру) у женщин он доходит до 90%, а у мужчин до 70%, а по отношению к последней заработной плате – до 46% и 36% соответственно. Однако достаточно высокие индивидуальные коэффициенты замещения не обеспечивают получателям этих пенсий достойного уровня жизни, поскольку величина этих пенсий едва достигает прожиточного минимума пенсионера.
Самая сложная ситуация наблюдается в отраслях с высоким уровнем заработной платы. Так, например, в сфере добычи топлива, где по данным Росстата самая высокая средняя заработная плата, коэффициент замещения, рассчитанный по отношению к средней карьерной заработной плате, составляет около 28% у женщин и 20% у мужчин, а при расчете по отношению к последней заработной плате – всего 14% и 10% соответственно. Использование регрессивной шкалы в данной сфере деятельности сокращает пенсии работников более чем наполовину. Такая же ситуация характерна и для других сфер деятельности, обладающих высоким уровнем средней заработной платы.
Расчеты показали, что для того, чтобы в настоящее время обеспечить возмещение заработной платы как минимум на уровне 40%, как это рекомендует МОТ, необходимо установить ставку единого социального налога на уровне 36.8% от фонда оплаты труда. А чтобы сохранить этот уровень на длительную перспективу, величина единого социального налога должна постепенно увеличиваться соразмерно росту демографической нагрузки, и к 2050 году она может достигнуть 70.2%.
Однако, у пенсионной системы, даже в ее сегодняшнем состоянии, есть резервы, и немалые, для того, чтобы обеспечить искомый коэффициент замещения с меньшей нагрузкой на плательщиков единого социального налога. Для этого необходимо, прежде всего, повышать уровень администрирования пенсионных взносов: увеличивать коэффициент собираемости и, самое главное, сокращать число уклоняющихся от уплаты пенсионных взносов. Это один из самых больших резервов. Расчеты показывают, что если задействовать все описанные выше резервы, а это, конечно, непросто, то можно размер ставки ЕСН необходимой для достижения коэффициента замещения в 40%, понизить с 36.8% до 23.2%. В этом случае в 2050 году эта ставка может составлять 41.6% вместо 70.2%.
Таким образом, можно констатировать, что пенсионная система в нынешнем ее состоянии не сможет обеспечить коэффициента замещения, который предполагает Международная организация труда. Стремление сократить единый социальный налог и в то же время увеличить размер пенсий, приблизив его к прожиточному минимуму пенсионера, привели к серьезному дефициту пенсионной системы, который со временем будет усугубляться. Для разрешения сложившейся ситуации необходимо привлечение в пенсионную систему дополнительных средств.
Помочь в этом могло бы изменение дизайна пенсионной системы, что в настоящее время активно рассматривается экспертным сообществом. Для этого предлагается, прежде всего, осуществлять финансирование базовой части трудовой пенсии за счет бюджетных средств из общих налогов, а высвободившиеся средства ЕСН направить на финансирование страховой части трудовой пенсии. Кроме того, накопительная часть трудовой пенсии может быть переведена в разряд добровольных пенсий, а предусмотренные в обязательной пенсионной системе средства для формирования этой части трудовой пенсии, также направляться на финансирование страховой ее части. Последнее предложение представляется наиболее эффективным, поскольку в достаточно динамично развивающейся экономике, темпы роста заработной платы превышают темпы роста доходности инвестиций. Т.е. в растущей экономике накопительная пенсионная система менее эффективна, чем распределительная. В данном случае она ухудшает положение действующих пенсионеров и не дает никакой выгоды пенсионерам, которые выйдут на пенсию в течение всего прогнозного периода.
Реализация этих идей позволит увеличить коэффициент замещения в начале прогнозного периода на 10-12 п.п., а в конце - на 3-5 п.п. Однако дополнительные финансовые вливания в страховую часть пенсионной системы не гарантируют ликвидации ее дефицита и автоматической сбалансированности. Наоборот, дополнительное финансирование влечет за собой ускоренную индексацию и повышенные обязательства пенсионной системы. Как представляется, стабильный дисбаланс страховой части пенсионной системы во многом связан с некорректной индексацией, которая проводится в соответствии с пенсионными взносами в расчете на одного пенсионера, а также и тем, что страховая часть включает в себя не только пенсии по старости, но и по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также пенсионеров-досрочников, расчет размеров которых не в полной мере основан на ожидаемой остаточной продолжительности жизни пенсионеров.
Однако эффект от финансовых вливаний будет постепенно ослабевать и коэффициент замещения снова начнет сокращаться. В конце прогнозного периода (2050 год) при самых оптимистичных сценариях он будет составлять не более 24%. Такое развитие событий потребует принятия дополнительных мер для того, чтобы увеличить доходную часть пенсионной системы. Что, очевидно, потребует нового увеличения ставки ЕСН, направляемой на пенсионное страхование. Альтернативой такому развитию событий может стать сокращение расходной части пенсионной системы. В этой связи наиболее перспективным представляется принятие решения о повышении пенсионного возраста.
Расчеты показали, что повышение пенсионного возраста оказывает тонизирующее воздействие на пенсионную систему. Только выравнивание пенсионного возраста, т.е. повышение его для женщин до 60 лет, позволяет повысить коэффициент замещения на три процентных пункта и не дает ему сократиться в конце прогнозного периода ниже 26%. В случае, если пенсионный возраст будет увеличен до 65 лет и для мужчин и для женщин, коэффициент замещения будет находиться в течение всего прогнозного периода в диапазоне 30-33%.
Для того, чтобы достичь и удержать коэффициент замещения на уровне 40% в течение всего прогнозного периода, при условии реализации всех рассмотренных мер, ставка единого социального налога должна будет колебаться в пределах от 36.8% до 42.7%, против 36.8% - 70.2% в случае сохранения всех условий функционирования пенсионной системы в неизменном виде. Однако она может быть существенно ниже и колебаться от 23.2% до 25.3% при условии, что будут задействованы резервы, имеющиеся в настоящее время у пенсионной системы, связанные с улучшением администрирования пенсионных взносов, ликвидацией льгот, установленных для различных категорий плательщиков пенсионных взносов, о чем уже не раз упоминалось.
По результатам работы подготовлена монография "Пенсионная система Российской Федерации: актуарная экспертиза". Баскаков В., Баскакова М., Елизаров В., Крылова Е., Селиванова А., Яненко Е. "Экономистъ", 2008.
[1] Пенсионеры – все получатели пенсий, которые учитываются Росстатом и ПФР в форме статистического наблюдения 94 (пенсия) «Отчет о численности пенсионеров и сумме назначенных пенсий».
[2] Работающие пенсионеры – официально работающие пенсионеры, которые учитываются Росстатом и ПФР в форме статистического наблюдения 94 (пенсия) «Отчет о численности пенсионеров и сумме назначенных пенсий».