Пенсионная система республики Молдова: актуарная экспертиза

Руководитель проекта: д.ф-м.н, профессор Баскаков В.


Участники проекта: к.э.н. Елизаров В.,Архангельский В., к.э.н. Крылова Е, к.т.н. Лельчук А., Селиванова А., Яненко Е.  
От Министерства социальной защиты, семьи и ребенка Республики Молдова:Мындру В., Иванова Е., Сынткеру А.


Заказчик: Министерство социальной защиты, семьи и ребенка Республики Молдова при финансовой поддержке Всемирного банка


Основные выводы по проекту:


Демографическая ситуация в Республике Молдова


Последнее десятилетие (1995-2005 гг.) демографическая ситуация в Республике Молдова была не самой благополучной. Численность населения монотонно убывала и составила в 2005 году 3.6 млн. человек (без учета Приднестровья). Ежегодно Молдова теряла от 7 до 10 тыс. человек.


Одновременно с сокращением численности населения Республики Молдовы происходит существенное изменение его возрастного состава. В целом возрастная структура населения Республики Молдова сейчас относительно благополучна. Таковой она и останется в ближайшие годы. Однако через несколько лет ситуация изменится кардинальным образом. С одной стороны, репродуктивного и трудоспособного возраста начнут достигать относительно малочисленные когорты родившихся в конце 1980-х гг. и в 1990-е гг. С другой стороны, пожилых возрастов будут достигать не малочисленные контингенты родившихся в годы войны, а, наоборот, весьма многочисленные поколения тех, кто появился на свет в послевоенные годы, когда происходило, так называемое, компенсационное повышение рождаемости. Такие сдвиги в возрастном составе населения неизбежно приведут к росту нагрузки на систему пенсионного обеспечения, социального обслуживания и здравоохранения, а также будут способствовать росту числа умерших.


С 1995 по 2005 гг. довольно существенно снизился коэффициент суммарной рождаемости с 1.74 до 1.26 и, как следствие, сократилась доля детей в возрасте до 15 лет в общей численности населения с 28.6% в 1995 году до 19.0% в 2005 году. Однако необходимо отметить, что в 2003 году коэффициент рождаемости был ниже, чем в 2005, и составлял всего 1.21. Положительная динамика, связанная с этим показателем, позволяет надеяться на улучшение демографической ситуации в Молдове в будущем.


Показатели ожидаемой продолжительности предстоящей жизни для мужчин и женщин изменялись синхронно: после снижения показателей в 1990-1995 гг., далее наблюдался небольшой подъем к 1998 г. и затем колебания в диапазоне 64-64.5 лет для мужчин и 71.5-72 года для женщин. Небольшое ухудшение показателей в 2005 г. пока не дает оснований рассматривать это как начало новой тенденции.


Гендерные различия в ожидаемой продолжительности жизни в Молдове не столь велики, как в России: ожидаемая продолжительность жизни женщин при рождении превышает показатель для мужчин на 7-8 лет (в России – на 13,5 лет). Характерно, что с возрастом разница в остаточной ожидаемой продолжительности жизни женщин и мужчин нивелируется, например в 2005 году в возрасте 30 лет эта разница составила 7.2 года, а в 60 лет – только 3.2 года.


Миграция наравне со снижением уровня рождаемости и повышением уровня смертности является одной из причин сокращения численности населения Республики Молдова. До 1999 г. убыль населения была связана исключительно с миграционным оттоком жителей Республики. По оценке экспертов МВФ, трудовые мигранты, работающие за рубежом на постоянной или временной основе, составляют примерно 17 процентов от общего населения Республики Молдова, а объем перечисляемых ими на родину средств достиг к концу 2004 года 700 млн. долларов, что составляет 27 процентов от ВВП, при этом миграция рабочей силы продолжается в республике и после начала экономического подъема.


В Республике Молдова отсутствует официальный долгосрочный (до 2050) года демографический прогноз, поэтому для целей моделирования пенсионной системы были разработаны два сценария демографического развития страны:


            Сценарий 1 – умеренно-пессимистичный. Предполагает прекращение снижения рождаемости и некоторый подъем при благоприятном экономическом развитии, небольшое увеличение продолжительности жизни (с сохранением отставания от развитых европейских стран) и сохранение миграционной убыли при некотором росте числа эмигрирующих в европейские страны.


            Сценарий 2 - умеренно-оптимистичный. Он предполагает улучшение социально-экономических условий, рост уровня жизни, проведение демографической политики, направленной на поддержку семей с детьми, сокращение смертности и миграционную политику, направленную на прекращение миграционной убыли.


Оба сценария демографического развития Республики Молдова, как умеренно-пессимистический (сценарий 1), так и умеренно-оптимистический (сценарий 2), предполагают дальнейшую убыль и постарение населения. Так, при реализации сценария 1 численность населения сократится к 2050 году на 996.3 тыс. человек, а в случае реализации сценария 2 – на 585.8 тыс. человек. При этом доля населения в трудоспособном возрасте сократится в первом случае до 50.0%, а во втором – до 47.9%.


Современная макроэкономическая ситуация


Если рассматривать влияние демографии на состояние пенсионной системы, то нужно отметить, что само по себе сокращение численности населения для устойчивости пенсионной системы страны не является решающим показателем. С этой точки зрения более важен показатель, характеризующий соотношение численности населения в пенсионном и трудоспособных возрастах, так называемый коэффициент демографической нагрузки пожилыми. Расчеты показывают, что при сложившихся тенденциях в демографическом развитии Молдовы, коэффициент демографической нагрузки пожилыми возрастет к 2050 году более чем в 2.5 раза по обоим прогнозным сценариям. А это свидетельствует о том, что через 50 лет проблемы государственного пенсионного обеспечения резко возрастут.


В работе разработан долгосрочный макроэкономический прогноз. При его построении за основу брался прогноз Министерства финансов Республики Молдова на 2007-2009 гг., разработанный в 2006 году. На период с 2009 по 2050 гг. Независимым актуарным информационно-аналитическим центром были построены оценки основных макроэкономических индикаторов, исходя из трендов этих показателей, присущих странам со стабильной экономикой. Эти сценарные предположения легли в основу базового прогноза.


Прогноз предполагает в первые годы достаточно высокие темпы роста реальной заработной платы. На период 2006-2009 гг. величина этого показателя установлена в диапазоне от 14% до 11%. Это позволит за этот период увеличить размер среднемесячной заработной платы более чем на 70%. В дальнейшем можно предположить постепенное снижение темпов роста этого показателя и последующую его стабилизацию. В сделанном сценарном прогнозе предполагается, что стабилизация произойдет после 2040 года на уровне 2%. В целом за прогнозируемый период (2005-2050 гг.), в соответствии со сделанными предположениями, реальная заработная плата повысится практически в 9 раз.


Численность экономически активного населения в Молдове в 2005 году составила 1422.3 тыс. человек и в последние семь лет (начиная с 1999 года) имела тенденцию к понижению. В целом за этот период величина данного показателя сократилась на 259.3 тыс. человек или на 15.4%.


Сокращение уровня экономической активности характерно как для мужчин, так и для женщин, однако у мужчин этот процесс протекал более высокими темпами. Изменение уровня экономической активности довольно серьезно различаются в городе и на селе. За рассматриваемый период 2000-2005 гг., численность экономически активных сократилась у городского населения на 6.5%, а у сельских жителей – на 23.9%.


Разработанный прогноз численности экономически активного населения на период до 2050 года предполагает сокращение величины этого показателя к концу прогнозного периода на 22.3%. Однако до 2015 года численность экономически активного населения будет повышаться, что обусловлено влиянием когортного эффекта, который прекращается в 2014 году.


Общие сведения о пенсионном обеспечении


В период с 1999 года по 2005 год в Республике Молдова наблюдалось некоторое снижение численности пенсионеров. В целом величина этого показателя сократилась на 0.5%. Однако процесс шел неравномерно: до 2004 года численность пенсионеров сокращалась более высокими темпами, чем численность всего населения, а затем вновь увеличилась. Такие колебания в численности пенсионеров могут объясняться как демографическими причинами, так и повышением пенсионного возраста, который проводился в Молдове с 1999 по 2002 гг.


За этот же период численность «новых» пенсионеров, увеличилась более чем в два раза. Столь резкий рост вызван изменением пенсионного возраста, а также так называемым, когортным эффектом, который проявляется в сильном влиянии на численность «новых» пенсионеров изменений, происходящих в численности отдельных половозрастных когорт в разные годы.


Несмотря на то, что численность «новых» пенсионеров выросла, этого было недостаточно, для того, чтобы компенсировать сокращение общей численности пенсионеров из-за их смертности. Это привело к тому, что сокращение общей численности пенсионеров в Молдове стало сопровождаться ростом вновь назначенных пенсий.


На протяжении всего рассматриваемого периода наиболее массовыми получателями пенсий являлись пенсионеры - получатели сельскохозяйственных пенсий. В 2005 году в общей численности пенсионеров они занимали 39.3%; получатели несельскохозяйственных пенсий – 35.9%, пенсионеры по инвалидности - 20% и пенсионеры по случаю потери кормильца - 4.8%. В первом полугодии 2006 года эта структура практически не изменилась.


Структура численности «новых» пенсионеров по видам получаемых пенсий существенно отличается от общей структуры. Это, прежде всего, результат повышение пенсионного возраста. В тот период, когда повышался пенсионный возраст, резко падала численность пенсионеров по возрасту, что привело к тому, что в 2001-2002 гг. среди вновь назначенных пенсий практически половину составляли пенсии по инвалидности. После замораживания процесса повышения пенсионного возраста, снова стала увеличиваться численность пенсионеров по возрасту, и структура численности «новых» пенсионеров стала приобретать привычные пропорции.


Существуют достаточно серьезные гендерные различия в структуре численности пенсионеров, дифференцированной по видам получаемых пенсий. Прежде всего, в общей численности пенсионеров-мужчин доля пенсионеров по инвалидности составляла в 2005 году – 28.8%, в то время как у женщин 16.7% . При этом среди «новых» пенсионеров-мужчин, пенсионеры по инвалидности являются самой многочисленной категорией в течение всего анализируемого периода. Если у женщин после прекращения процесса повышения пенсионного возраста, доля вновь назначенных пенсий по инвалидности стала сокращаться, то у мужчин она в 2003 году сначала сократилась, а затем вновь начала увеличиваться, и составила в первом полугодии 2006 года 46.4%.


Существенным отличием в структуре вновь назначенных пенсий у женщин и мужчин является то, что у первых выше доля несельскохозяйственных пенсионеров. Так, в 2005 году среди вновь назначенных пенсий у женщин они составляли 54.7%, а у мужчин -30.3%. Скорее всего подобная ситуация объясняется различиями в сфере занятости мужчин и женщин.


Гендерные различия в возрастных профилях получателей сельскохозяйственных и несельскохозяйственных пенсий по возрасту незначительны.


Необходимо отметить и то, что среди пенсионеров льготников (мужчины до 62 лет и женщины до 57 лет) женщин практически в два раза больше, чем мужчин. Это в основном матери родившие и воспитавшие до восьмилетнего возраста пятерых и более детей. Причем их численность практически равномерно распределяется между сельскохозяйственными и несельскохозяйственными пенсионерами.


В старших возрастах (у мужчин после 62 лет, а женщин – после 57 лет) половозрастная структура пенсионеров по возрасту нестабильна и различается у сельскохозяйственных и несельскохозяйственных пенсионеров. Для пенсионеров по возрасту, вышедших на пенсию в период до 90-х годов прошлого века, это те, кому в настоящее время 70 и более лет, характерно преобладание сельскохозяйственных пенсионеров. У вышедших на пенсию после 1990 года, наблюдается резкое сокращение численности пенсионеров, занимавшихся сельским хозяйством. Причем численность мужчин сократилась практически на треть, а женщин на четверть.


За период с 2001 по 2006 год номинальный размер средней пенсии в Республике Молдова возрос с 139.0 до 440.2 лей, то есть в 3.2 раза. При этом почти все виды пенсий увеличивались приблизительно равными темпами. Так, пенсии по возрасту увеличились в 3.3 раза, пенсии по инвалидности – в 2.7 раза, а по случаю потери кормильца в 3 раза. Столь синхронное увеличение размеров различных видов пенсий во многом связано с их комплексным законодательным регулированием, как правило, предусматривающим их одновременное изменение. Это привело к сохранению достаточно устойчивых соотношений в размерах пенсий различных видов на протяжении длительного периода.


Начиная с 2003 года, величина вновь назначенных пенсий становится ниже, чем величина средней пенсии. Это затрагивает практически все виды назначаемых пенсий. Причем со временем эта разница только увеличивается. Если в 2004 году вновь назначенные пенсии по возрасту были только на 0.7% ниже средних пенсий, то в первом полугодии 2006 года эта разница составила уже 10.6%, а для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца она составила 35.0% и 20.0% соответственно. Сложившуюся ситуацию, скорее всего, можно объяснить тем, что размер вновь назначенных пенсий напрямую зависит от среднемесячного застрахованного дохода, который рассчитывается исходя из неиндексируемой заработной платы за всю трудовую деятельность, что ведет к обесцениванию величины заработной платы за прошлые периоды.


Размер пенсий зависит от года ее назначения. У пенсий, назначенных до 1991 года, прослеживается четкая зависимость: чем раньше они назначены, тем меньше их средний размер. После 1991 года эта тенденция начинает нарушаться. Средний размер пенсий по смежным когортам может существенно колебаться, а после 2003 года началось снижение среднего размера вновь назначенных пенсий.


Средний размер пенсий в реальном выражении довольно серьезно отстает от величины прожиточного минимума пенсионера. Однако здесь наметились положительные тенденции. Если в 2001 году эти величины различались в три раза, то в 2005 году отставание составило уже только 1.7 раза.


В то же время анализ показал, что только у 3.5% пенсионеров по возрасту средний размер пенсии достигал величины прожиточного минимума. Более 80% пенсионеров получают пенсии в диапазоне от 300 до 450 леев, а это составляет от величины прожиточного минимума 46.2% и 69.3% соответственно. Все это может свидетельствовать о том, что большая часть пенсионеров пока проживает за чертой бедности (или совсем близко от этой черты). Кроме того, нахождение столь значительно числа получателей пенсий в таком небольшом интервале, характеризующем размер этих пенсий, свидетельствует о недостаточной дифференциации и уравнительности в пенсионном обеспечении.


Для вновь назначенных пенсий характерен больший разброс их среднего размера. Как отрицательную тенденцию, следует отметить более высокую долю пенсионеров, у которых размер пенсий 300 лей и менее. Таких в 2005 году было около 63.8%, в то же время в общей численности пенсионеров они составляют всего 20.2%.


Начиная с 2001 года, происходит падение соотношения средней пенсии и средней заработной платы. За период с 2001 по 2003 год величина этого показателя сократилась с 25.6% до 23.8%. Проведенная в 2004 году масштабная акция по повышению пенсий, позволила увеличить ее размер более чем на 50%, что, в свою очередь, позволило увеличить коэффициент замещения до 29.4%. Однако в 2005 году коэффициент замещения вновь понизился до 28.9%, а в первом полугодии 2006 года составил 26.7%. Постоянное падение коэффициента замещения во многом связано с тем, что заработная плата в Молдове растет более высокими темпами, чем пенсии, поскольку в соответствии с действующим законодательством пенсии индексируются только на среднюю величину между среднегодовым ростом индекса потребительских цен и годовым ростом средней заработной платы по стране за предыдущий год. В такой ситуации неизбежно хроническое падение коэффициента замещения. Усугубляют ситуацию и более низкие размеры вновь назначаемых пенсий, что связано со спецификой используемых пенсионных формул.


Средний размер пенсий у мужчин и женщин постепенно сближается. Однако если рассмотреть соотношение среднего размера их пенсий по видам вновь назначенных пенсий, то можно обнаружить, что практически везде средний размер пенсий мужчин выше среднего размера пенсий у женщин. Связано это с серьезными гендерными различиями в структуре численности получателей различных видов пенсий.


Результаты моделирования


Анализ пенсионной системы Республики Молдова позволил определить основные тенденции ее развития и выявить наиболее уязвимые места. Проведенное моделирование основных параметров развития этой пенсионной системы на долгосрочную перспективу, при различных сценарных предположениях, дал возможность оценить перспективы ее развития и сделать следующие выводы.


Действующая в настоящее время пенсионная система может предложить своим участникам после выхода на пенсию, довольно скромный уровень обеспечения. При сохранении существующих условий функционирования пенсионной системы, коэффициент замещения будет сокращаться и дальше, вплоть до 2040 года, а затем стабилизируется приблизительно на уровне 11-12%. Будет расти, и довольно значительно, дифференциация между средним размером начисленной заработной платы и средним размером начисленной пенсии. Так, если в 2005 году их размер различался в 3.2 раза, то к концу прогнозного периода это различие составит 8.5 раз.


В то же время, существующие условия функционирования пенсионной системы позволят ей большую часть прогнозного времени находиться в профиците. До 2025 года профицит пенсионной системы будет даже монотонно возрастать, что во многом объясняется существующими в настоящее время правилами индексации пенсий. Позднее профицит пенсионной системы будет постепенно сокращаться, что, связано с ухудшением демографических условий и ростом коэффициента пенсионной нагрузки.


Более низкий размер пенсий, рассчитанных по новой пенсионной формуле, во многом связан с отсутствием индексации среднемесячного застрахованного дохода. При достаточно высоких темпах роста заработной платы и высокой инфляции, что обычно сопутствует экономикам стран, находящихся в переходном периоде, происходит быстрое обесценивание застрахованного дохода по отношению к заработной плате. При темпах роста заработной платы, принятых в базовом макроэкономическом прогнозе, соотношение среднего размера застрахованного дохода и среднего размера заработной платы будет сокращаться с 57.1% в 2006 году до 36.5-35.5% в 2020-2025 гг. Далее величина этого показателя стабилизируется и даже немного повыситься, благодаря снижению темпов роста заработной платы.


Для того чтобы избежать резкого сокращения среднего размера пенсий при переходе на их расчет с использованием только новой пенсионной формулы, необходимо разработать механизм индексации среднемесячного застрахованного дохода. В то же время это должен быть тщательно продуманный механизм, поскольку чрезмерная индексация может привести к разбалансировке всей пенсионной системы.


Изменение пенсионного возраста оказывает тонизирующее воздействие на пенсионную систему в целом. При повышении пенсионного возраста увеличивается численность занятых и снижается численность пенсионеров, вследствие чего уменьшается коэффициент пенсионной нагрузки и растет допустимый коэффициент замещения. Расчеты показали, что максимально эффекта можно добиться, если повысить пенсионный возраст у мужчин и женщин до 65 лет. В этом случае в конце прогнозного периода коэффициент пенсионной нагрузки уменьшится в 1.3 раза по сравнению с тем коэффициентом пенсионной нагрузки, который в конце этого же прогнозного периода даст возраст 62/57. Повышение пенсионного возраста у мужчин до 65 лет и у женщин до 60 лет понизит этот коэффициент в 1.15 раза. Сокращение возраста выхода на пенсию и установление его на уровне 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин приведет к некоторому увеличению коэффициента пенсионной нагрузки – в 1.07 раза.


Надо иметь в виду, что нагрузка на пенсионную систему будет возрастать при использовании любого из вариантов установленного возраста выхода на пенсию. Связано это с неблагоприятными тенденциями в демографической ситуации, старением населения и, как следствие, ростом коэффициента нагрузки пожилыми. Однако увеличение возраста выхода на пенсию позволит смягчить складывающиеся неблагоприятные тенденции.


Повышение пенсионного возраста позволяет повысить допустимый коэффициент замещения пенсионной системы. Необходимо отметить и то, что при любом варианте изменения пенсионного возраста не удастся избежать падения коэффициента замещения к концу прогнозного периода. В то же время увеличение пенсионного возраста, например до 65 лет у мужчин и женщин, позволяет повысить допустимый коэффициент замещения в 2050 году практически на 30% по сравнению с тем коэффициентом, который был бы получен в случае сохранения пенсионного возраста на настоящем уровне. Кроме того, любое увеличение пенсионного возраста дает неплохой эффект в начале процесса повышения, позволяя не только удерживать от падения, но и повышать допустимый коэффициент замещения.


Различные размеры страховых взносов, установленные законодательством Республики Молдова для различных категорий плательщиков, приводят к серьезным перераспределительным процессам внутри пенсионной системы и влекут за собой несоответствие объемов пенсионных взносов с объемами пенсионных выплат, которые получают те или иных категории пенсионеров. В случае выделения плательщиков страховых взносов за наемных несельскохозяйственных работников в отдельную пенсионную систему (они платят самые высоких страховые взносы), у получателей несельскохозяйственных пенсий в два раза возрастает коэффициент замещения.


Некоторый эффект, с точки зрения повышения коэффициента замещения, может дать установление единой (максимальной в настоящее время) ставки страховых взносов для всех категорий плательщиков. Это позволит увеличить коэффициент замещения на 17%-20%.


Еще больший эффект может дать установление единого тарифа страховых взносов в сочетании с увеличением законодательно установленного возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 65 лет. Это позволит повысить коэффициент замещения в начале прогнозного периода на четверть, а к концу прогнозного периода наполовину.


Отложенный выход на пенсию также способствует росту коэффициента замещения. Каждый отложенный год позволяет увеличить пенсию на 8-10%. Еще больший эффект может дать перерасчет пенсий работающим пенсионерам в соответствии с величиной уплаченных ими взносов. Это увеличивает индивидуальный коэффициент замещения работающего пенсионера/мужчины к 70 годам практически вдвое, а ежегодный прирост пенсии может составить 11-13%. В тоже время, в случае выхода на пенсию в законодательно установленном пенсионном возрасте (при прочих равных условиях), коэффициент замещения у мужчины пенсионера к 70 годам даже несколько понижается с 20.2% в 62 года до 18.7% в 70 лет, а ежегодный прирост пенсии составляет не более 3%.


По результатам работы подготовлена монография: Пенсионная система Республики Молдова: актуарная экспертиза: Министерство социальной защиты, семьи и ребенка Республики Молдова, Кишинэу, 2007. Работа опубликована на трех языках: русском,английском и молдавском.
Поделиться