Валерий Баскаков, д.ф.-м.н., проф., директор
Елена Крылова, к.э.н., зав. отделом
Анна Селиванов, актуарий
Евгений Яненко, актуарий,
Независимый актуарный информационно-аналитический центр
Финансовые перспективы пенсионной системы России[1]
В последнее время возникла новая волна интереса к результатам проведенной в 2002 году в России пенсионной реформы. Объясняется это многими причинами. Прежде всего, это связано с невысоким уровнем пенсионного обеспечения, который дает новая пенсионная система. Во втором квартале 2006 года средний размер пенсий составлял 2728 рублей и превысил прожиточный минимум пенсионера всего на 13.7%. При этом, если рассмотреть распределение пенсионеров по уровню получаемой пенсии, то оказывается, что доходы выше прожиточного минимума, имеет только треть из них. В то же время надо сказать, что средний размер назначенной пенсии не отражает фактического уровня пенсионного обеспечения. Судить о финансовом положении пенсионеров можно, например, рассмотрев коэффициенты замещения. А коэффициент замещения в целом по пенсионной системе во втором квартале 2006 года составлял только 26.6% от средней заработной платы и в долгосрочной перспективе этот показатель имеет тенденцию к понижению.
С 2005 года к проблемам, связанным с невысоким уровнем пенсионного обеспечения добавилась проблема нестабильного финансового состояния самой пенсионной системы. Вызвано это было, прежде всего, сокращением с 1 января 2005 года ставки единого социального налога с 26% до 20%. Кроме того, 2004 и 2005 гг. ускоренными темпами увеличивалась базовая часть пенсии: на 15.0% и 45.0% соответственно. В первом полугодии 2006 года она возросла еще на 8.7%. Страховая часть пенсии, в свою очередь, за этот период была увеличена на 17.6%. 12.2% и 6.7% соответственно. Столь значительное увеличение пенсий связано с решением о необходимости удвоения их размера в ближайшей перспективе. Совокупность этих решений усилила несбалансированность финансовой системы и привела к бюджетному дефициту Пенсионного фонда России. Проведенные исследования показывают, что в условиях действующего законодательства неблагоприятные тенденции в пенсионной системе России будут нарастать.
Для того, чтобы оценить перспективы развития нашей пенсионной системы, Независимый актуарный информационно-аналитический центр провел моделирование этих результатов на долгосрочную перспективу (до 2050 года). В качестве инструментария для моделирования использовалась Российская аналитическая пенсионная модель, разработанная центром. Работа проводилась в рамках проекта ТАСИС «Пенсионная реформа в Российской Федерации».
Как известно, результаты оценки перспектив развития пенсионной системы зависят от многих обстоятельств. Прежде всего, от выбранных демографических и макроэкономических прогнозов развития всей страны, а также от тех предположений по изменению законодательных основ функционирования самой пенсионной системы, которые будут сделаны.
Что касается демографических предположений. В основу расчетов был положен достаточно благоприятный демографический прогноз развития России[2]. В соответствии с этим сценарием предполагается проведение активной демографической политики. При этом сохраняется преимущественно малодетная модель репродуктивного поведения (один-два ребенка). Коэффициент рождаемости увеличивается с 1.3 в 2005 году до 1.7 в 2050 году. Снижаются показатели смертности, в результате чего уже к 2025 году показатели ожидаемой продолжительности жизни увеличатся с 59 до 64 лет для мужчин и 72 до 75 лет для женщин, а к 2050 году до 68 лет для мужчин и 78 лет для женщин. Миграция сохранит тенденцию к росту. Но и при подобном сценарии демографического развития численность населения России сократится с 143474 тыс. человек в 2005 году до 117595 тыс. человек в 2050 году.
Макроэкономические характеристики, влияющие на развитие пенсионной системы страны, были получены из макроэкономического прогноза, разработанного Министерством экономического развития и торговли РФ на период до 2015 года. Этот прогноз был пролонгирован Независимым актуарным информационно-аналитическим центром до 2050 года. При этом использовались тренды этих показателей, присущие странам со стабильной экономикой. Это оптимистичный прогноз развития экономики страны, который содержит достаточно высокие темпы роста как ВВП (6-9%), так и заработной платы (повышение ее размера к 2015 году в 2.3 раза), а также предусматривает стабилизацию инфляции к концу прогнозного периода на уровне 2.7%.
Надо сказать, что выбор оптимистичных сценариев развития, как демографического, так и макроэкономического, был сознателен, поскольку такие параметры создают благоприятный контекст функционирования самой пенсионной системы. В связи с этим, уже на данном этапе можно предположить, что все негативные тенденции в развитии пенсионной системы России, которые могут быть выявлены в процессе моделирования, в значительной степени могут быть отнесены к проблемам самой пенсионной системы.
Главной задачей моделирования основных параметров функционирования пенсионной системы на долгосрочную перспективу стало определение ее наиболее проблемных мест и, прежде всего, оценка сбалансированности, а также того уровня пенсионного обеспечения, который она предоставляет свом участникам. Поскольку оценивалась действующая пенсионная система, то при формировании сценариев моделирования все нормы пенсионного законодательства использовались без изменений (за исключением отдельных ситуаций, о которых дана отдельная информация).
Проведенные расчеты показали, что к 2050 году номинальный размер трудовой пенсии, конечно при учете сделанных сценарных предположениях, может увеличиться в 10.5 раз и составить около 26.6 тыс. рублей. Но это номинальный размер. Это малоинформативный показатель, как с точки зрения оценки перспектив развития самой пенсионной системы, так и с точки зрения того уровня жизни, который она обеспечивает пенсионерам. В этом смысле наиболее значимыми показателями являются коэффициент замещения утраченного заработка, который пенсионная система предлагает своим участникам, а также степень сбалансированности самой пенсионной системы.
Сразу необходимо оговориться, что существуют разные методики оценки коэффициента замещения. Для пенсионной системы в целом, чаще всего используется коэффициент замещения, который определяется как соотношение среднего размера пенсии и среднего размера начисленной заработной платы, чаще всего определяемой по официальным данным Росстата. Пенсионный фонд России при проведении своих расчетов использует соотношения не начисленной заработной платы и пенсии, а заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы (единый социальный налог), то есть страхуемой заработной платы. В международной практике коэффициент замещения зачастую определяется для типичных получателей пенсии, которые могут быть дифференцированы по регионам и т.п..
В данном случае, при проведении прогнозных расчетов коэффициента замещения, на долгосрочную перспективу и для оценки коэффициента замещения, который пенсионная система в целом обеспечивает своим участникам, допустимого коэффициента замещения, а также при решении вопроса сбалансированности всей системы использовались данные, характеризующие всю систему в целом.
При моделировании, прежде всего, рассматривался вопрос о том, какой уровень пенсионного обеспечения предлагает система в рамках действующего пенсионного законодательства и как при этом обеспечивается сбалансированность самой пенсионной системы. В этом случае все параметры действующей пенсионной системы были оставлены без изменения: величина страховых взносов (базовая часть – 6%; страховая часть – 8%, накопительная – 6%); пенсионный возраст мужчины/женщины -60/55 лет; регрессивная шкала индексировалась в соответствии с темпами роста заработной платы. Изменялись только параметры индексации базовой пенсии: по инфляции и по темпам роста заработной платы. При этом страховая часть пенсии в обоих случаях индексировалась в соответствии с действующим законодательством, а накопительная, исходя из реальной ставки доходности инвестиций в 2%.
Рассчитанный по первому варианту коэффициент замещения, (т.е. при условии, что базовая пенсия индексируется только по инфляции) свидетельствует о том, что, к сожалению, действующая в настоящее время пенсионная система может предложить своим участникам по выходе на пенсию, довольно скромный уровень обеспечения. На рис. 1 приведен график показывающий динамику соотношения среднемесячной заработной платы и средней пенсии в длительной перспективе. На нем хорошо видно, что с 1995 года коэффициент замещения постоянно сокращается. За последние десять лет он снизился с 39.8% до 25.2% в 2005 году. При сохранении существующих условий функционирования пенсионной системы, коэффициент замещения будет сокращаться и дальше, вплоть до 2030 года, а затем стабилизируется приблизительно на уровне 10%. Будет расти, и довольно значительно, дифференциация между средним размером начисленной заработной платы и средним размером начисленной пенсии. Так, если в 2005 году их размер различался в 4 раза, то к концу прогнозного периода это различие составит 10 раз.
Рис. 1 Динамика и соотношение начисленной средней заработной платы
и средней пенсии
Особый интерес представляет та часть коэффициента замещения, которую в дальнейшем будет обеспечивать базовая пенсия. Расчеты показывают, что ее значение постепенно и довольно существенно сокращается. Если в базовом 2005 году на ее долю приходилось около 35% от среднего размера назначенной пенсии, то к 2050 году ее доля сократиться до 13%. В связи с появлением в 2022 году накопительной части трудовой пенсии, несколько сократится и доля страховой пенсии: с 65% в 2005 году до 54% в 2050 году. Сама же накопительная пенсия будет возрастать с 1.8% в 2022-25 гг. до 33% в 2050 году. Но это, то, что касается структуры пенсии. Коэффициент замещения, который обеспечивает базовая пенсия, будет стремительно сокращаться с 8.9% в 2005 году до 1.3% в конце прогнозного периода. Сократится и коэффициент замещения, который обеспечивает страховая пенсия с 16.3% до 5.5%.. Увеличиваться будет только коэффициент замещения, обеспечиваемый накопительной пенсией, но и его величина крайне незначительна: 0.2% в начале выплат (2022-2025 гг.) и 3.4% в конце прогнозного периода.
Таким образом, если все условия функционирования пенсионной системы сохранятся без изменения, то материальное положение пенсионеров серьезно осложнится, и их уровень жизни все больше и больше будет отставать от уровня жизни занятого населения.
Однако при таком сценарии развития гарантирована финансовая устойчивость самой пенсионной системы. Как хорошо видно на следующем рисунке (рис. 2), где приведен баланс распределительной части пенсионной системы, уже к 2012 году Пенсионный фонд покроет дефицит, вызванный резким сокращением ставки ЕСН и довольно существенным повышением в 2005 году базовой части трудовой пенсии. В дальнейшем профицит бюджета ПФР будет постоянно нарастать и по расчетам к 2050 году может составить около 0.6% ВВП. При этом надо иметь в виду, что профицит Пенсионного фонда будет нарастать только за счет базовой пенсии. Страховая часть пенсионной системы остается в дефиците в течение всего прогнозного периода. И если в начале прогнозного периода (2005-2010 гг.) дефицит пенсионной системы будет нарастать, и максимальная его величина может составить до 0.8% ВВП, то затем, постепенно ситуации будет сглаживаться, и к 2050 году дефицит страховой части может сократиться до 0.25% от ВВП.
Рис. 2 Сценарий 1: Баланс распределительной части бюджета ПФР (% от ВВП)
Второй вариант моделирования, при котором базовая пенсия индексируется в соответствии с темпами роста заработной платы (т.е. моделируется ситуация, при которой размер базовой пенсии специальными законодательными актами приближается к прожиточному минимуму пенсионера), дает лучшие результаты с точки зрения повышения коэффициента замещения (рис. 3). В этом варианте коэффициент замещения стабилизируется после 2020 года на уровне 20%, а не 10%, как это было в сценарии 1, и сохраняется таким до конца прогнозного периода. При этом необходимо напомнить, что все остальные сценарные параметры остаются без изменения.
Рис. 3 Сравнение коэффициентов замещения: сценарий 1 и 2, (%)
Однако в этом случае дефицит пенсионной системы (ее распределительной части) будет увеличиваться в течение всего прогнозного периода: от 0.6% от ВВП в 2005 году до 3.02% - в 2050 году. При этом дефицит страховой и базовой частей пенсии будет развиваться по-разному. Дефицит базовой пенсии будет планомерно увеличиваться от 0.32% до 2.78% от ВВП. Дефицит страховой пенсии будет увеличиваться только в первые прогнозные годы: от 0.31% от ВВП в 2005 году до 0.51% в 2010 году, затем он будет постепенно ослабевать и достигнет к 2050 году 0.25% от ВВП. Развитие событий по этому сценарию наглядно иллюстрирует рис. 4.
Рис. 4 Сценарий 2: Баланс распределительной части бюджета ПФР (% от ВВП)
Следовательно, при развитии событий по сценарию 2, который сохраняет все действующие в настоящее время условия функционирования пенсионной системы, но предусматривает ускоренную индексацию базовой пенсии, уровень жизни пенсионеров несколько улучшится, однако сама пенсионная система будет пребывать в хроническом дефиците в течение всего прогнозного периода.
Подводя первые итоги моделирования перспектив развития пенсионной системы, можно констатировать, что в том законодательном, демографическом и экономическом контексте, в котором она существует в настоящее время, пенсионная система не сможет обеспечить приемлемого коэффициента замещения. Становится ясно, что для того, чтобы решить две эти проблемы: обеспечить сбалансированность пенсионного бюджета и повысить уровень пенсионного обеспечения, приблизив величину базовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, необходимо обеспечить повышение доходной части пенсионной системы. Этого можно добиться путем привлечения в пенсионную систему дополнительных средств.
Далее были рассмотрены, с точки зрения эффективности использования (повышения коэффициента замещения и обеспечения сбалансированности пенсионной системы), некоторые идеи привлечения дополнительных средств в пенсионную систему, которые уже давно обсуждаются в экспертном сообществе. Первая идея заключается в осуществлении финансирование базовой части трудовой пенсии за счет бюджетных средств из общих налогов. Высвободившиеся в этом случае средства ЕСН должны быть направлены на увеличение финансирования страховой части трудовой пенсии. Предлагается рассмотреть еще один вариант, при котором накопительная часть трудовой пенсии переводится в разряд добровольных пенсий, а предусмотренные в обязательной пенсионной системе средства для формирования этой части трудовой пенсии, также направляются на финансирование страховой ее части.
В связи с этим были разработаны три дополнительных сценария долгосрочного моделирования пенсионной системы. Использовались те же, что и ранее, макроэкономические и демографические предположения. Во всех случаях индексация базовой и страховой частей трудовой пенсии производилась в соответствии с темпами роста заработной платы, а накопительной, исходя из реальной ставки доходности инвестиций в 2%. В этом варианте моделирования изменялась только величина ставки ЕСН, направляемой на финансирование страховой и накопительных частей трудовой пенсии: сценарий 3 – на страховую часть пенсии 12%, накопительную – 6%; сценарий 4 – на страховую часть пенсии 14%; накопительную – 6%; сценарий 5 – на страховую часть пенсии 20%; накопительную – 0%.
Полученные результаты моделирования коэффициента замещения по новым сценариям приведены на рис. 5. Для сравнения на рисунок добавлен график развития коэффициента замещения по сценарию 2, отражающий современную ситуацию, при которой на страховую часть трудовой пенсии направляется 8% ЕСН, но базовая часть трудовой пенсии индексируется по ускоренному варианту, т.е. по темпам роста заработной палаты. Как и ожидалось, привлечение дополнительных доходов привело к адекватному повышению коэффициента замещения.
Рис. 5. Коэффициенты замещения по сценариям 2-5
Необходимо обратить внимание на скачкообразное повышение коэффициента замещения в начале прогнозного периода, которое присуще всем рассмотренным сценариям. Оно связано с особенностями индексации страховой части трудовой пенсии, которые увязывают ее размер с доходами Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера. Естественно, что дополнительные вливания в страховую часть, довольно резко увеличивают доходы на одного пенсионера и влекут за собой в дальнейшем несколько искаженные темпы индексации, что и вызывает резкий рост коэффициента замещения. Для того чтобы этого избежать, индексация страховой части трудовой пенсии в этот период должна быть, безусловно, ниже темпов роста доходов на одного пенсионера, но все-таки выше темпов роста заработной платы, иначе эффекта от увеличения доходной части пенсионной системы придется ждать довольно долго.
Особо пристального внимания заслуживает сценарий 5, который предусматривает направление в страховую часть всех средств единого социального налога, предназначенных на финансирование обязательного пенсионного страхования. Это самый эффективный сценарий, дающий самый высокий коэффициент замещения. Объясняется это тем, что в достаточно динамично развивающейся экономике, темпы роста заработной платы превышают темпы роста доходности инвестиций. Т.е. в растущей экономике накопительная пенсионная система менее эффективна, чем распределительная. В данном случае она ухудшает положение действующих пенсионеров и не дает никакой выгоды пенсионерам, которые выйдут на пенсию в течение всего прогнозного периода.
Из этого не следует, что необходимо отказаться от накопительной составляющей пенсионной системы. Напротив, она должна интенсивно развиваться, но в условиях, когда накопительная пенсионная система менее эффективна (с точки зрения замещения заработной платы) по сравнению с условно-накопительной системой и государство в среднесрочной перспективе не сможет это исправить, развивать накопительную систему как обязательную составляющую пенсионной системы, по крайней мере, не этично по отношению к гражданам нашей страны. В сложившихся экономических условиях накопительная пенсионная система должна существовать на добровольных принципах, да и то при условии полного освобождения добровольных пенсионных взносов от налогов, фактически прировняв их (с точки зрения налогообложения) к взносам в систему обязательного пенсионного страхования.
Однако дополнительные финансовые вливания в страховую часть пенсионной системы не гарантируют ликвидации ее дефицита и автоматической сбалансированности. Наоборот, дополнительное финансирование влечет за собой ускоренную индексацию и повышенные обязательства пенсионной системы. Поэтому при всех рассмотренных сценариях страховая часть пенсионной системы стабильно находится в дефиците, что хорошо видно на рис. 6.
Рис. 6. Баланс страховой части пенсионной системы (% от ВВП)
В случае если на страховую часть пенсии будет направляться 12% ставки ЕСН (сценарий 3) ее дефицит в период с 2005 по 2010 гг. может колебаться в пределах 0.3-0.5% к ВВП, затем он постепенно будет ослабевать до 0.26% от ВВП в 2040 году и вновь несколько усилится к концу прогнозного периода (0.4%). Сценарий 4 дает очень близкие к сценарию 3 результаты. В этом случае дефицит увеличивается на 0.07 процентных пункта. Самый большой дефицит дает сценарий 5. В конце прогнозного периода он практически в два раза превышает дефицит, который может быть получен в соответствии со сценариями 3 и 4.
Таким образом, второй этап моделирования показал, что решить проблемы, стоящие перед нашей пенсионной системой только путем перевода финансирования базовой пенсии за счет общих налогов из средств федерального бюджета практически невозможно. При помощи этих мер возможно только несколько повысить коэффициент замещения утраченного заработка.
В этой связи перспективным представляется принятие решения о повышении пенсионного возраста. Чтобы оценить эффективность мер от такого законодательного решения, дополнительно было рассмотрено еще два сценария, которые предполагали: повышение пенсионного возраста до 65 лет у мужчин и женщин и установление единого возраста выхода на пенсию в 60 лет. В этом варианте моделирования рассматривается сценарий, при котором базовая пенсия финансируется за счет средств бюджета, на страховую часть пенсии направляется 14% ЕСН, а на накопительную – 6%.
Коэффициенты замещения, полученные по данным сценариям, приведены на рис 7. Для сравнения на рисунок добавлен график коэффициента замещения, который получается при тех же сценарных предположениях, но с сохранением современного возраста выхода на пенсию: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет. Повышение пенсионного возраста начинается с 2015 года, исходя из предположения, о том. что для принятия такого серьезного политического решения, необходим определенный подготовительный период.
Рис. 7 Коэффициенты замещения по сценариям 6-7
Прогнозные расчеты показали, что повышение пенсионного возраста оказывает тонизирующее воздействие на пенсионную систему. Только выравнивание пенсионного возраста, т.е. повышение его для женщин до 60 лет, позволяет увеличить коэффициент замещения на три процентных пункта и не дает ему сократиться в конце прогнозного периода ниже 26%. В случае, если пенсионный возраст будет увеличен до 65 лет и для мужчин и для женщин, коэффициент замещения будет находиться в течение всего прогнозного периода в диапазоне 30-33%. Вариант повышения пенсионного возраста у мужчин до 65 лет, а у женщин до 60 лет не рассматривался, так как он является промежуточным.
Таким образом, подводя итоги моделирования перспектив развития пенсионной системы, можно констатировать, что рассмотренные сценарии, предусматривающие финансирование базовой пенсии за счет общих налогов и повышение пенсионного возраста до 65 лет, как у мужчин, так и у женщин, позволяют в совокупности получить коэффициент замещения только на уровне 30-33%, что явно недостаточно. Становится ясно, что для того чтобы получить приемлемый коэффициент замещения, необходимо изыскивать дополнительные ресурсы. Это могут быть бюджетные средства, средства накопительной части пенсионной системы, резервы администрирования и т.п. Кроме того, при корректировке пенсионной системы необходимо особое внимание уделить вопросам сбалансированности страховой части пенсионной системы и, прежде всего, созданию оптимального механизма ее индексации.
[1] Настоящее исследование финансировались Программой EuropeAid Европейского Союза в рамках проекта «Пенсионная реформа в Российской Федерации».
Точки зрения, выраженные в данном документе, являются взглядами отдельных экспертов и не представляют взглядов Европейской Комиссии или Программы ТАСИС
[2] демографический прогноз разработан В.Н. Архангельским