Разработка стратегии развития социально-трудовой сферы региона

Важнейшей проблемой, которая в настоящее время стоит как перед федеральными, так и перед региональными властями, является повышение уровня жизни граждан Российской Федерации, усиление их социальной защищенности. Разработанная Министерством регионального развития Российской Федерации Концепция стратегии социально-экономического развития регионов, определяя стратегические цели развития, в качестве приоритетного направления выделяет вопросы, связанные с решением социальных проблем. Концепция предусматривает необходимость разработки в каждом регионе системы управления человеческими ресурсами, включающей вопросы улучшения демографической ситуации, роста уровня жизни различных слоев населения, развитие региональной занятости и повышение мобильности населения.

 В связи с этим Группа компаний ИААК в лице Независимого актуарного информационно-аналитического центра предлагает разработку сбалансированной и эффективной стратегии социального развития региона, обеспечивающей не только повышение уровня жизни населения, но и конкурентоспособности региона.

Проект предполагает разработку следующих направлений в региональной социальной политике:

 1. Оценка демографической ситуации и потенциала трудовых ресурсов.
 2. Оценка уровня жизни населения.
3. Разработка и оценивание региональных пенсионных программ.

Основными задачами проекта являются:

  • определение текущего уровня развития социально-трудовой сферы региона;
  • оценка возможности для повышения эффективности социально-трудовой сферы;
  • выявление основных факторов, определяющих развитие социально-трудовой сферы;
  •  разработка предложений, позволяющих повысить социальную привлекательность региона и повышение уровня жизни.

Этапы проведения работы:

  • сбор информации и проведение анализа ситуации в регионе;
  • разработка ключевых индикаторов, которые позволят осуществлять мониторинг процесса развития социально-трудовой сферы;
  • анализ существующих и определение новых приоритетных направлений социального развития региона;
  • оценка рисков и ограничений в развитии социально-трудовой сферы региона;
  • разработка сценариев развития социально-трудовой сферы региона и проведение моделирования основных ее показателей на долгосрочную перспективу (до 2025 года);
  • разработка рекомендаций по обеспечению системного решения проблем развития социально-трудовой сферы региона и повышения благосостояния населения.
Анализ показателей по рассматриваемым сферам и направлениям будет производиться с учетом среднероссийских показателей, а также показателей субъектов Российской Федерации.

Анализ существующего состояния социально-трудовой сферы региона завершится разработкой рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона в этом направлении.

Оценка демографической ситуации и потенциала трудовых ресурсов, включает в себя следующие работы:

  • анализ развития демографической ситуации (рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль), половозрастная структура населения);
  • анализ численности и образовательного уровня трудоспособного населения;
  • анализ уровня экономически активного населения, занятых, безработных (численность, половозрастная структура);
  • оценку распределения занятого населения по видам экономической деятельности, в том числе в территориальном разрезе;
  • оценку состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий;
  • анализ внутренней и внешней миграции населения, использования иностранной рабочей силы.
  • изучить политику регулирования заработной платы на предприятиях;
  • оценить эффективность организационных норм содействия занятости населения;
  • выявить возможности социальной и профессиональной мобильности населения региона.

Оценка уровня жизни населения региона

  • анализ основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения (заработная плата, пенсии);
  • оценку уровня и структуры доходов и расходов населения, а также их динамику;
  • анализ распределения населения по величине денежных доходов;
  • величине средней заработной платы; 
  • уровню пенсионного обеспечения;
  • анализ соотношения доходов и стоимости жизни населения; оценку сбалансированности регионального пенсионного бюджета;
  • анализ/создание программы поддержки формирования пенсионных накоплений;
  • анализ обеспечения региональной надбавок пенсионерам и работникам бюджетной сферы;
  • оценку уровеня развития негосударственного пенсионного страхования;
  • анализ доступности здравоохранения и соответствия установленным нормам;
  • оценку уровеня развития добровольного медицинского страхования;
  • анализ доступности и качества образования, соответствие установленным нормам;
  • оценку системы профессиональной подготовки специалистов и рабочих кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики области.

Разработка и оценивание региональных пенсионных программ

  • Анализ и прогнозирование ситуации в области пенсионного обеспечения (демографическая ситуация, состав и структура пенсионеров и занятого населения, размеры пенсий различных категории и групп пенсионеров, заработная плата);
  • Выделение категорий пенсионеров и застрахованных, в наибольшей степени нуждающихся в дополнительных региональных пенсионных программах;
  • Оценка возможности участия в финансировании региональных пенсионных программ со стороны работодателей и работников, характер и формы этого участия;
  • Определение метода и источников финансирования, в том числе по различным категориям застрахованных;
  • Выделение факторов, которые должны приниматься во внимание при определении размера региональной пенсии и разработка пенсионной формулы;
  • Определение характера и форм пенсионных выплат;
  • Расчет и прогнозирование необходимого объема средств регионального бюджета на финансирование дополнительного пенсионного обеспечения, суммы пенсионных взносов в пользу работников бюджетной сферы;
  • При наличии встречного финансирования со стороны работодателей и работников, расчет размера страхового тарифа;
  • Консультационная помощь в подготовке нормативных документов по реализации программы;
  • Помощь в подготовке и проведении конкурса по выбору уполномоченного НПФ.

 Введя в действие дополнительную пенсионную программу, Администрация региона берет на себя обязательства по гарантии выплат ее участникам. Для обеспечения устойчивости программы необходимо периодически проводить независимое оценивание ее обязательств и активов.
 Оценивание пенсионных программ предполагает использование актуарных методов и инструментария. Сотрудники центра обладают соответствующими компетенциями и имеют опыт проведения оценивания региональных обязательств, адекватности активов и пассивов пенсионных программ для обеспечения устойчивости пенсионной программы.
 В ходе предшествующих работ международные стандарты финансовой отчетности (МСФО 19) и американские US GAAP, регламентирующие учет социальных обязательств предприятия в финансовой отчетности, были адаптированы для оценки региональных пенсионных обязательств, и разработана соответствующая методика.
 В результате проведенного оценивания могут быть подготовлены предложения по оптимизации финансирования пенсионной программы для гарантий выполнения возникающих обязательств.

You can contact us by phone +7 (495) 945-41-31 or
Leave feedback