Важнейшей проблемой, которая в настоящее время стоит как перед федеральными, так и перед региональными властями, является повышение уровня жизни граждан Российской Федерации, усиление их социальной защищенности. Разработанная Министерством регионального развития Российской Федерации Концепция стратегии социально-экономического развития регионов, определяя стратегические цели развития, в качестве приоритетного направления выделяет вопросы, связанные с решением социальных проблем. Концепция предусматривает необходимость разработки в каждом регионе системы управления человеческими ресурсами, включающей вопросы улучшения демографической ситуации, роста уровня жизни различных слоев населения, развитие региональной занятости и повышение мобильности населения.
В связи с этим Группа компаний ИААК в лице Независимого актуарного информационно-аналитического центра предлагает разработку сбалансированной и эффективной стратегии социального развития региона, обеспечивающей не только повышение уровня жизни населения, но и конкурентоспособности региона.
Проект предполагает разработку следующих направлений в региональной социальной политике:
1. Оценка демографической ситуации и потенциала трудовых ресурсов.
2. Оценка уровня жизни населения.
3. Разработка и оценивание региональных пенсионных программ.
Основными задачами проекта являются:
- определение текущего уровня развития социально-трудовой сферы региона;
- оценка возможности для повышения эффективности социально-трудовой сферы;
- выявление основных факторов, определяющих развитие социально-трудовой сферы;
- разработка предложений, позволяющих повысить социальную привлекательность региона и повышение уровня жизни.
Этапы проведения работы:
- сбор информации и проведение анализа ситуации в регионе;
- разработка ключевых индикаторов, которые позволят осуществлять мониторинг процесса развития социально-трудовой сферы;
- анализ существующих и определение новых приоритетных направлений социального развития региона;
- оценка рисков и ограничений в развитии социально-трудовой сферы региона;
- разработка сценариев развития социально-трудовой сферы региона и проведение моделирования основных ее показателей на долгосрочную перспективу (до 2025 года);
- разработка рекомендаций по обеспечению системного решения проблем развития социально-трудовой сферы региона и повышения благосостояния населения.
Анализ показателей по рассматриваемым сферам и направлениям будет производиться с учетом среднероссийских показателей, а также показателей субъектов Российской Федерации.
Анализ существующего состояния социально-трудовой сферы региона завершится разработкой рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона в этом направлении.
Оценка демографической ситуации и потенциала трудовых ресурсов, включает в себя следующие работы:
- анализ развития демографической ситуации (рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль), половозрастная структура населения);
- анализ численности и образовательного уровня трудоспособного населения;
- анализ уровня экономически активного населения, занятых, безработных (численность, половозрастная структура);
- оценку распределения занятого населения по видам экономической деятельности, в том числе в территориальном разрезе;
- оценку состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий;
- анализ внутренней и внешней миграции населения, использования иностранной рабочей силы.
- изучить политику регулирования заработной платы на предприятиях;
- оценить эффективность организационных норм содействия занятости населения;
- выявить возможности социальной и профессиональной мобильности населения региона.
Оценка уровня жизни населения региона
- анализ основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения (заработная плата, пенсии);
- оценку уровня и структуры доходов и расходов населения, а также их динамику;
- анализ распределения населения по величине денежных доходов;
- величине средней заработной платы;
- уровню пенсионного обеспечения;
- анализ соотношения доходов и стоимости жизни населения; оценку сбалансированности регионального пенсионного бюджета;
- анализ/создание программы поддержки формирования пенсионных накоплений;
- анализ обеспечения региональной надбавок пенсионерам и работникам бюджетной сферы;
- оценку уровеня развития негосударственного пенсионного страхования;
- анализ доступности здравоохранения и соответствия установленным нормам;
- оценку уровеня развития добровольного медицинского страхования;
- анализ доступности и качества образования, соответствие установленным нормам;
- оценку системы профессиональной подготовки специалистов и рабочих кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики области.
Разработка и оценивание региональных пенсионных программ
- Анализ и прогнозирование ситуации в области пенсионного обеспечения (демографическая ситуация, состав и структура пенсионеров и занятого населения, размеры пенсий различных категории и групп пенсионеров, заработная плата);
- Выделение категорий пенсионеров и застрахованных, в наибольшей степени нуждающихся в дополнительных региональных пенсионных программах;
- Оценка возможности участия в финансировании региональных пенсионных программ со стороны работодателей и работников, характер и формы этого участия;
- Определение метода и источников финансирования, в том числе по различным категориям застрахованных;
- Выделение факторов, которые должны приниматься во внимание при определении размера региональной пенсии и разработка пенсионной формулы;
- Определение характера и форм пенсионных выплат;
- Расчет и прогнозирование необходимого объема средств регионального бюджета на финансирование дополнительного пенсионного обеспечения, суммы пенсионных взносов в пользу работников бюджетной сферы;
- При наличии встречного финансирования со стороны работодателей и работников, расчет размера страхового тарифа;
- Консультационная помощь в подготовке нормативных документов по реализации программы;
- Помощь в подготовке и проведении конкурса по выбору уполномоченного НПФ.
Введя в действие дополнительную пенсионную программу, Администрация региона берет на себя обязательства по гарантии выплат ее участникам. Для обеспечения устойчивости программы необходимо периодически проводить независимое оценивание ее обязательств и активов.
Оценивание пенсионных программ предполагает использование актуарных методов и инструментария. Сотрудники центра обладают соответствующими компетенциями и имеют опыт проведения оценивания региональных обязательств, адекватности активов и пассивов пенсионных программ для обеспечения устойчивости пенсионной программы.
В ходе предшествующих работ международные стандарты финансовой отчетности (МСФО 19) и американские US GAAP, регламентирующие учет социальных обязательств предприятия в финансовой отчетности, были адаптированы для оценки региональных пенсионных обязательств, и разработана соответствующая методика.
В результате проведенного оценивания могут быть подготовлены предложения по оптимизации финансирования пенсионной программы для гарантий выполнения возникающих обязательств.