Руководитель проекта: д.ф.м.н., профессор Баскаков В.Н.
Участники проекта: к.э.н. Крылова Е. К.
Спонсор: Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), Женская Сетевая программа, грант № 1АТ012
Период выполнения гранта: 01.11.2000 г. - 30.11. 2001 г.
Краткое описание проекта
В советский период система централизованного управления предполагала директивный подход со стороны государства к решению экономических, социальных, демографических, оборонных и образовательных проблем. Являясь монополистом во всех сферах жизнедеятельности, государство использовало для их решения, в частности и систему государственных трудовых пенсий. В результате часть средств, предназначенных для выплаты трудовых пенсий, расходовалась не по назначению, например льготные пенсии за работу во вредных и особых условиях труда, что сделало эту систему крайне дорогостоящей и неэффективной для подавляющей части населения. Дело в том, что при равных страховых взносах такие работники получают большие по размеру пенсии. Указанное отклонение от актуарных принципов не является аномальным, но беда в том, что количество льготных пенсионеров год от года растет (сегодня практически каждый пятый пенсионер получает досрочную пенсию).
Численность женщин, занятых по профессиям, дающим право получения льготной пенсии, значительно меньше, чем мужчин, обладающих теми же правами. Так в 2000 г. в промышленности женщины занятые в условиях, не отвечающих санитарно-гагаениеским нормам, составляли 15,1% всех женщин работающих в этих отраслях (мужчин – 21,8%), в строительстве – 6,1% ( мужчин – 11,3%), на транспорте – 6,8% (мужчин – 15,0%) и в связи – 1,9% (мужчин – 3,9%). Одной из причин низкого удельного веса женщин среди занятых в неблагоприятных условиях труда, является прямой запрет на их занятость более чем по 700 профессиям. Однако, численность женщин занятых в неблагоприятных условиях труда может возрасти в связи с принятием законодательства сокращающего число «запретных» для женщин профессий до 500.
Кроме того, грядет реформирование системы льготного пенсионного обеспечения, перевод его на страховые принципы, создание профессиональной пенсионной системы, которая будет базироваться на накопительном принципе. Однако гендерная эффективность реформы во многом будет зависеть от конкретной реализации, учитывающей особенности существующей социально-демографической и нормативно-правовой базы, которая различна для мужчин и женщин.
Цель работы: Экспертиза основных положений реформы профессионального пенсионного обеспечения и государственной политики в отношении дополнительного пенсионного страхования с точки зрения гендерного подхода и актуарных расчетов, связанных со становлением новых систем в экономике переходного периода.
Исследование носит междисциплинарный характер. Это попытка проведение глубокого гендерного анализа, построенного на экономико-математических расчетах параметров основных компонентов реформы профессионального пенсионного обеспечения во взаимосвязи с перспективами развития обязательного пенсионного страхования профессиональных рисков.
По результатам проекта:
1 ноября 2001 г. проведен международный семинар «Гендерные проблемы в социальном страховании» с участием Сьюзен Сомах, Донны Нейлз (США) и сотрудников Московского центра гендерных исследований.
23 ноября 2001 г. совместно с Научным советом Российской Академии Наук «Проблемы демографии, миграции и трудовых ресурсов» и Институтом макроэкономических исследований при Министерстве по экономическому развитию и торговле РФ проведена Международная научно-практическая конференция "Демографическое развитие и его социально-экономическое развитие". На конференции в том числе были рассмотрены демографические и гендерные проблемы реформирования пенсионной системы.
Подготовлен и опубликован сборник статей "Демографическое развитие и его социально-экономические последствия".
Результатам исследования был посвящен пятый номер информационного бюллетеня "АКТУАРИЙ".