Руководитель проекта: д. ф-м.н., профессор Баскаков В.Н.
Участники проекта: д.э.н. Баскакова М.Е., к.э.н. Крылова Е.К., к.э.н. Селиванова А.В., Эченике Е.В., Яненко Е.А., Баскакова А.В., Дедиков И.И.
Заказчик: Министерство транспорта Российской Федерации
Отчет: Разработка методики построения прогнозных оценок основных параметров бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2050 года) при различных вариантах изменения пенсионного законодательства
Краткое описание проекта
Объектом исследования является построение и анализ моделей риска для расчета страховых тарифов, которые наиболее адекватно отражают реальные характеристики и факторы, влияющие на процесс наступления страховых случаев при перевозках пассажиров железнодорожным, воздушным, автобусным, троллейбусным, трамвайным, морским, внутренним водным, внеуличным (за исключен6ием метрополитена) транспортом.
Целью работы являлся расчет минимальных и максимальных значений страховых тарифов в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта и факторов, влияющих на степень риска, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика; разработка предложений по совершенствованию существующих или принятию новых форм федерального статистического наблюдения и ведомственной статистической отчетности, необходимых для использования при расчете страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика, и создание методики расчета страховых тарифов, основанной на перспективном статистическом базисе, формируемом на основании усовершенствованных и новых форм статистической отчетности по видам транспорта.
В ходе работы были собраны и проанализированы данные федерального статистического наблюдения в сфере транспорта, а также ведомственная статистическая отчетность. Изучена динамика пассажироперевозок по видам транспорта и травматизм на пассажирском транспорте за период с 2005 по 2011 годы.
Разработана методика расчета страховых тарифов с учетом имеющихся статистических данных и требования законодательства, в том числе порядок расчета нетто-премии, оценка частоты страхового случая, оценка среднего размера убытка, порядок расчета рисковой надбавки, брутто-премии, порядок расчета максимальной и минимальной брутто-премии, порядок расчета пассажиров для целей обязательного страхования гражданской ответственности пассажиров.
В результате исследования рассчитаны минимальные и максимальные размеры страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров по видам транспорта:
железнодорожный (дальнее и пригородное сообщение);
воздушный (с рассмотрением возможности выделения перевозок вертолетами и самолетами);
морской;
внутренний водный;
автобусный (внутригородское и пригородное сообщение);
автобусный (междугороднее сообщение);
троллейбусный;
трамвайный;
внеуличный (за исключением метрополитена).
В ходе работы были проанализированы формы федерального статистического наблюдения и ведомственной статистической отчетности, отражающие основные показатели, необходимые для расчета тарифов по обязательному страхованию ответственности перевозчика, определены недостатки существующих форм для целей расчета тарифов и сделаны предложения по совершенствованию этих форм.
В результате исследования предложены научно-обоснованные методики расчета страховых тарифов, основанные на перспективном статистическом базисе (на среднесрочную и долгосрочную перспективы), формируемом на основании усовершенствованных и новых форм статистической отчетности по видам транспорта.