Правовые и социально-экономические аспекты реформы системы пенсионного обеспечения России

Организация-исполнитель: Актуарный информационно-аналитический центр при НИИ ПММ МГТУ им. Н.Э. Баумана


Руководитель проекта: д.ф.-м.н. Баскаков В.Н.


Участники проекта: д.э.н. Аузан А.А., к.э.н. Баскакова М.Е., Белякин В.Г., Воронин Ю.В., Галич Г.Е., д.э.н. Дмитриев М.Э., Дубровский В.Н., д.ф.-м.н. Завриев С.К., к.э.н. Карагодин М.М., д.т.н. Карташев Г.Д., к.э.н. Кокорев Р.А., д.э.н. Колесник А.П., к.ю.н. Кучма М.И., д.ф.м.н. Мельников А.В., к.м.н. Молодкина Н.Н., д.э.н. Орлов А.С., д.т.н. Савичев В.В.,  Сироткина М.В., д.ю.н. Тучкова Э.Г., Шуплякова А.Ю., Шмидт Т.В., Чернышев С.Д.


Спонсор: Программа "Право" и Программа "Содействие экономическому развитию", Институт Открытое Общество (Фонд Сороса), грант N LMZ808


Краткое описание проекта


С начала радикальных экономических реформ российская пенсионная система находится в глубочайшем кризисе. Все эти годы предпринимались малоэффективные попытки трансформации системы пенсионного обеспечения, с целью приблизить существующую пенсионную систему к новым экономическим отношениям. Но только сейчас изменения системы пенсионного обеспечения перешли в решающую стадию - полномасштабную реформу, активно выстраиваются ее правовые рамки: одобрена и принята Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, принят Федеральный Закон "О негосударственных пенсионных фондах", готовится пакет постановлений Правительства для его реализации, обсуждается проект закона "О профессиональных пенсионных системах" и множество др. документов, регламентирующих будущую пенсионную систему.


По замыслу разработчиков, пенсионная система будет иметь принципиальные отличия от ныне действующей системы не только наличием нескольких уровней, но и тем, что часть обязательного пенсионного страхования (профессиональное пенсионное обеспечение) планируется передать в ведение негосударственных пенсионных фондов. Имеются также и другие отличия настоящей и будущей пенсионной системы, которые, прежде всего, связаны с произошедшими радикальными изменениями в экономической и политической системе государства.


Изменения организационных и экономических основ функционирования будущей пенсионной системы предполагает столь же глубокое реформирование ее правовых основ, о чем часто забывают или вообще не придают этому факту должного значения. В связи с чем, вновь создаваемая правовая основа будущей пенсионной системы уже изначально страдает от несогласованности ее отдельных элементов. Например, Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" предусмотрен сбор сведений, необходимых для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного. Однако этих сведений явно недостаточно для проведения актуарного оценивания деятельности пенсионного фонда и расчета тарифов по отдельным видам пенсионного обеспечения. Но в тоже время понятно, что дополнительной базы данных государство создавать не будет - это весьма дорогое мероприятие.


Не следует забывать, что право лишь регламентирует действующие в обществе экономические, социальные и др. отношения и, что оно не может существовать изолированно от них. Поэтому правовые вопросы, особенно такой сложной системы как пенсионная, должны решаться комплексно, с привлечением специалистов из самых разных областей: юристов, различного рода экономистов, финансистов и даже математиков, а точнее - актуариев - специалистов в области страховой математики. Только в таком сотрудничестве возможно комплексное решение возникающих проблем.


Для успешного функционирования пенсионной системы также необходимо наличие прямых контактов и обратной связи между разработчиками законодательных актов, практиками из различных регионов нашей страны, использующими их в своей работе и преподавателями Вузов, готовящих новое поколение юристов и социальных работников.


Цель проекта: получение комплексной системы новых знаний в части правового и социально-экономического регулирования пенсионной реформы России и их широкая пропаганда.


Задачи проекта:


Организация и проведение учебно-практического семинара для работников социальной сферы, общественных и научных организаций, специалистов пенсионных фондов и преподавателей Вузов на тему "Правовые и социально-экономические аспекты реформы системы пенсионного обеспечения России".


Подготовка материалов, освещающих итоги работы семинара, их размещение в Internet, рассылка в адрес всех заинтересованных организаций и граждан.


Результаты проекта:  


27-28 января 1999г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана проведен научно-практический семинар "Правовые и социально-экономические аспекты реформы системы пенсионного обеспечения России", в работе которого приняло участие 130 человек.


География участников охватила следующие регионы России: Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Липецк, Тюменская область, Москва, Новочеркасск, Оренбург, Пермь, Ростов-на-Дону, Салехард (Якутия), Санкт-Петербург, Снежинск (Челябинская область), Улан-Удэ.


На семинаре выступили с докладами ведущие специалисты, непосредственно участвующие в проведении пенсионной реформы .


Тематика докладов охватила все стороны проходящей пенсионной реформы ее исторические истоки, проблемы, возникшие на настоящем этапе, макроэкономический прогноз, актуарное обоснование заложенных в нее положений и социальную защиту граждан в ходе этой реформы.


Доктор юридических наук, профессор Московской Государственной юридической академии Тучкова Э.Г. в своем выступлении осветила исторический ход развития пенсионной реформы от пенсионного обеспечения в СССР до сегодняшнего дня, развитие законодательной базы пенсионного обеспечения до современного уровня, рассмотрела проблему современного состояния пенсионной системы России и ее дальнейшие перспективы. Был сделан правовой анализ современного пенсионного законодательства. Это выступление позволило экономистам, принимающим участие в пенсионной реформе взглянуть на стоящие перед ними задачи с правовой точки зрения, обратить пристальное внимание на правильное законодательное оформление принимаемых решений по реализации пенсионной реформы, чтобы они не входили в противоречие с существующими и действующими на сегодняшний момент законодательными актами.


Анализ сегодняшнего состояния пенсионной реформы приводится также в докладах Руководителя департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Воронина Ю.В., заместителя начальника департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Дубровского В.Н., профессора Академии труда и социальных отношений Кучмы М.И. и ряда других выступавших. Экономичесая оценка этого же состояния была дана в докладе кандидата экономических наук, заместителя руководителя департамента пенсионного обеспечения Министерства экономики РФ Карагодина М.М. В докладе доктора экономических наук, члена научного совета Московского Центра Карнеги Дмитриева М.Э. был дан макроэкономический прогноз развития пенсионной системы до 2010 года. А в докладе кандидата экономических наук, старшего научного сотрудника Актуарного информационно-аналитического центра при НИИ ПММ МГТУ им. Н.Э. Баумана Баскаковой М.Е. дан прогноз социальных последствий ввода накопительной пенсионной системы, а также гендерная экспертиза действующего и перспективного пенсионного законодательства.


Внимание присутствующих юристов было обращено на насущную необходимость, чтобы принимаемые законодательные акты основывались на экономическом обосновании.


Большой интерес у слушателей вызвал доклад Заместителя Председателя Правления Пенсионного Фонда России доктора экономических наук Колесника А.П. о развитии индивидуального учета как технологической основы пенсионной реформы. Уже в течение трех лет идет внедрение системы персонифицированного учета пенсионных взносов. Но впервые было дано обоснование необходимости проводимых преобразований, широко раскрыты возможности, которые предоставляет эта система.


Особое место в выступлениях было уделено проблеме льготного пенсионного обеспечения. Была развернута интереснейшая и бесспорно полезнейшая дискуссия, так как мнения выступавших по поводу перспектив дальнейшего развития льготного пенсионного обеспечения разделились. Доктор экономических наук, член научного совета Московского Центра Карнеги Дмитриев М.Э. высказал мнение, что необходима поэтапная отмена института льготных профессиональных пенсий, так как она ложится непосильной дополнительной нагрузкой на бюджет Пенсионного Фонда РФ. Его поддерживают в этом мнении и профессор Тучкова Э.Г., и представители Министерства труда и Социального развития Воронин Ю.В., Дубровский В.Н. С другой стороны в некоторых выступлениях поддерживается концепция перевода механизма льготных пенсий в механизм профессиональных пенсий, где будет льготы жестко привязаны к размерам страховых взносов. Это мнение было озвучено в докладах начальника Отдела льготных пенсий Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства Труда и Социального развития РФ Белякина В.Г., Советника по пенсионным вопросам Отделения Пенсионного Фонда России по г. Москве Чернышева С.Д. Экономические проблемы, возникающие при данном решении проблемы льготных пенсий были освещены в докладе представителя Министерства экономики РФ Карагодина М.М. Обсуждая данную проблему, специалисты смогли ближе ознакомится с мнениями своих оппонентов, представили аргументы в защиту своей точки зрения.


Так как создание профессиональной пенсионной системы является одним из важнейших этапов пенсионной реформы, былзаслушан ряд докладов, посвященных данной тематике. В выступлении Советника по пенсионным вопросам ОПФР по г. Москве Чернышева С.Д. была освещена необходимость жесткой привязки размеров страховых взносов к количеству назначаемых льготных пенсий, а, следовательно, к условиям труда на конкретном производстве. Что проделано в этом направлении к настоящему моменту, какие внесены предложения в правительственные органы осветила в своем докладе представитель группы разработчиков модели построения критериев аттестации рабочих мест для назначения льготных пенсий в связи с особыми условиями труда кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИИ медицины труда РАМН Молодкина Н.Н.


Так как во многих зарубежных странах уже достаточно давно и удачно функционируют профессиональные пенсионные системы, то их опыт нельзя не принимать в расчет. О различных видах профессиональных пенсионных систем, их достоинствах и недостатках, налоговой политике государства по отношению к ним осветил в своем выступлении доктор физико-математических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Завриев С.К.


Министерство труда и социального развития РФ разработало программу первоочередных мер по поддержанию пенсионной системы России в условиях кризиса. Эта программа была освещена в докладах представителей данного Министерства Воронина Ю.В. и Дубровского В.Н.


В докладе научного руководителя финансовой службы Международной Конфедерации обществ потребителей Кокорева Р.А. был затронут важный социальный вопрос - как отражается проводимая пенсионная реформа на самых незащищенных слоях населения - на сегодняшних пенсионерах. Как отметили многие слушатели семинара, - этот вопрос очень важен, но про него часто забывают те, кто разрабатывают новые концепции. Не лишним было напомнить об этом и представителям Министерств и ведомств, занимающимся социальной политикой.


Практически после каждого доклада поступали вопросы, проходило обсуждение и дискуссии на тему выступлений, высказывались различные точки зрения. Это показывает, на сколько заинтересованными оказались слушатели, как их волнуют поставленные на семинаре вопросы. Неоднократно после семинара высказывались теплые слова о полезности проведенного мероприятия и пожелания продолжения подобной практики.


Работа семинара освещалась средствами массовой информации, в том числе агентством Прайм-ТАСС, журналом "Пенсионные фонды", журналом "Социальная защита", "Пенсия" и "Страховое ревю".


По итогам семинара издана книга "Пенсионная реформа в России: оценка специалистов"(под редакцией В.Н. Баскакова и А.С. Орлова), содержащая полные тексты выступлений, прозвучавших на семинаре.
Поделиться