Руководитель проекта: д.ф.-м.н. Баскаков В.Н.
Участники проекта: к.э.н. Крылова Е.К., Эченикэ Е.В.
Заказчик: Министерство социальной защиты, семьи и ребенка Республики Молдова при финансовой поддержке Всемирного банка
Основные выводы по проектуГлавной целью Cтратегии унификации пенсионной системы Республики Молдова стало создание единых пенсионных норм для обеспечения равенства всех групп участников данной системы.
Разработке Стратегии предшествовал анализ законодательно установленных норм пенсионного обеспечения Республики Молдова, который включил в себя: анализ демографической ситуации и структуры получателей пенсий; виды пенсий и условия их назначения. Были оценены алгоритмы индексации пенсий, рассмотрена существующая система страховых взносов, приведен международный опыт организации пенсионного обеспечения.
Проведенный анализ позволил выявить проблемы действующей пенсионной системы, к которым относятся:
- низкий уровень пенсионного обеспечения;
- значительное перераспределение средств между участниками пенсионной системы;
- различные ставки взносов, применяемые для различных категорий плательщиков;
- различные правила начисления пенсий, применяемые для различных категорий получателей пенсий;
- покрытие несвойственных рисков;
- присутствие чрезмерных гарантий минимального размера пенсии;
- учет нестраховых периодов при расчете пенсий;
- отсутствие разделения тарифов взносов обязательного социального страхования по социальным фондам;
- проблемы пенсионной формулы.
В работе сделан вывод о том, что для решения выявленных проблем необходимо, прежде всего, унифицировать нормы пенсионного обеспечения для всех категорий участников, работающих по найму и на выборных должностях. Необходимо также: разработать для самозанятых (в том числе фермеров), эффективную систему страхования, позволяющую гармонизировать соотношение сделанных ими страховых взносов с размером получаемых выплат; создать систему компенсаций для покрытия расходов бюджета государственного социального страхования, связанных с финансированием части пенсионных выплат не обеспеченных страховыми взносами (в том числе покрытие гарантий минимального размера пенсий), за счет средств государственного бюджета; создать профессиональную пенсионную систему для лиц, работающих в особо вредных и тяжелых условиях труда; совершенствовать персонифицированный учет; разработать схему, позволяющую включать нестраховые периоды в систему пенсионного страхования; освободить пенсионную систему от несвойственных ей рисков (например, рисков инвалидности, потери кормильца и т.п.); стимулировать развитие дополнительного пенсионного обеспечения.
Проведенный анализ и сделанные выводы легли в основу разработанной Стратегии унификации пенсионной системы Республики Молдова.
В Стратегии определено, что главным принципом унифицированной пенсионной системы должно стать единство норм пенсионного обеспечения для всех категорий участников, работающих по найму, в том числе для тех, пенсионное обеспечение которых в настоящее время строится по особым правилам (прокуроры, судьи и т.п.).
Лица, работающие в порядке самозанятости, в том числе фермеры, должны иметь доступ к социальному обеспечению (в том числе пенсионному) на обязательной основе, выплачивая взносы обязательного государственного социального страхования не ниже установленного минимума.
Неоплачиваемым членам семьи и поденным работникам должна быть предоставлена возможность участия в системе обязательного социального страхования (в том числе пенсионного) на добровольной основе. Они должны платить страховые взносы в фиксированном размере.
В разработанной Стратегии прописаны общие принципы унификации норм и условий пенсионного обеспечения для наемных работников, а также предложены основные принципы построения системы пенсионного обеспечения самозанятых, включая фермеров.
Однако унификация норм и условий пенсионного обеспечения не решит всех проблем пенсионной системы. Для того чтобы она стала более эффективной, прежде всего, необходимо разработать комплекс мер, направленных на устранение (нивелирование) неслучайных перераспределений финансовых потоков от одной группы застрахованных к другой. Поэтому, кроме унификации пенсионных норм, необходимо из системы страхования пенсий по старости выделить все несвойственные ей риски, прежде всего, риск потери дохода вследствие наступления инвалидности или смерти кормильца. Решения требуют вопросы, связанные с оплатой нестраховых периодов и гарантией минимального размера пенсий.
Несовершенство пенсионной формулы является одной из центральных проблем современной пенсионной системы, и без ее кардинального решения все попытки реформирования отдельных компонентов пенсионной системы в долгосрочной перспективе обречены на провал, т.к. они не обеспечат главного – ее долгосрочной финансовой устойчивости. Можно предположить, что в сложившейся ситуации наиболее оптимальным и безболезненным решением будет перевод существующей системы обязательного пенсионного страхования по старости на условно - накопительные счета (УНС). Тем более что в стране фактически решена основная техническая проблема, решение которой необходимо для такого перевода – организован персонифицированный учет основных категорий плательщиков пенсионных взносов. Создание системы персонифицированного учета – важная, но не единственная составляющая перевода пенсионной системы на УНС. Для реализации данной задачи потребуется ее глубокая проработка, юридическое и актуарное обоснование всех этапов технологического процесса пенсионного страхования на основе УНС.
Наиболее важными составляющими этой технологии являются:
- разработка и обоснование пенсионной формулы, процедуры учета и индексации условного капитала;
- выделение рисков страхования потери дохода в случае инвалидности и потери кормильца в отдельную страховую систему по типу системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выделение дополнительных пенсий и гарантий, предусмотренных для отдельных категорий граждан, например, депутатов, госслужащих, судей и прокуроров и т.п. в отдельные профессиональные пенсионные системы (с отдельным бюджетом), сохранив их участие в общей пенсионной системе на общих (унифицированных) условиях. Таким образом, при наступлении пенсионных оснований, гражданин будет получать пенсию из общей пенсионной системы, а дополнительно может получать профессиональную пенсию, которую он заработал, например, в период государственной службы, службы в армии и пр.
- проблема самозанятых и сельскохозяйственных работников может быть решена аналогично, через выделение их в специализированную профессиональную систему, или эти категории работников могут остаться в общей пенсионной системе (на общих основаниях). Большие проблемы с их пенсионированием не возникнут, если гарантии минимального размера пенсии будут покрываться не из средств бюджета государственного социального страхования, а за счет средств государственного бюджета/